Л-1: история создания первого советского лимузина
![Л-1: история создания первого советского лимузина Л-1: история создания первого советского лимузина](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b8a/b8af6496c09f10e448eb07091342d02f_ce_1920x1024x0x21_cropped_510x340.webp)
Следом за этой феерической мыслью работягам пришла вторая — взять за основу один из самых навороченных импортных автомобилей. Выбор пал на весьма привлекательный внешне и технически сложный здоровенный 7-местный Buick 32-90: модель не выдающаяся, но соответствующая советским техтребованиям и уступающая разве что «Кадиллакам». Для производства выделили освободившийся цех «Красного путиловца», где еще вчера строили «фордовские» трактора, а позавчера — броневики и корабли. На них техническому директору завода Михаилу Тер-Асатурову при поддержке группы технических специалистов и директора предприятия Карла Отса было поручено построить «советский Бьюик». И построить быстро: на все про все дали восемь месяцев — опытная партия автомобилей должна была участвовать в первомайском параде 1933 года.
![трактор «Фордсон-Путиловец» трактор «Фордсон-Путиловец»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f2d/f2d317362c2819129676207fbf3289ea_cropped_510x350.webp)
Для копирования, ясное дело, нелицензионного продукта, пошли по протоптанной дорожке: в Штатах быстренько закупили пару свеженьких «Бьюиков» 90-й серии. По прибытию один тут же разобрали до винтика и скрупулезно сняли мерки с каждой детали. Помните, как в том фильме: «А вы из принципа игнорируете здравый смысл, или это ваша принципиальная позиция?»
![Buick 32-90 Buick 32-90](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/17b/17bae8866375a35afa18af8f79c42b8c_cropped_510x383.webp)
Дело в том, что Buick 90-й серии для тракторостроителей был этакой вещью в себе. В нем в изобилии присутствовала всякого рода автоматика и сложные сервоприводы. Совершенный для своего времени и непостижимый для СССР верхнеклапанный двигатель, весьма непростые сдвоенные карбюраторы с автоматическим управлением подачи воздуха, полуавтоматическое сцепление, управляемое разрежением во впускном коллекторе двигателя, термостат, автоматически открывающий и закрывающий боковые створки жалюзи радиатора, регулировка амортизаторов с места водителя... Чего уж — даже от устройства банального диафрагменного бензонасоса у «путиловцев» шевелились волосы не только на голове, ведь на советской технике бензин поступал самотеком. Но наших «Бьюиком» было не напугать.
![первый красавец Л-1 первый красавец Л-1](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5f6/5f6fea59b2319e7b4e85ee308f0173f1_cropped_510x384.webp)
Техническую документацию помогли подготовить на Ленинградском государственном институте проектирования Всесоюзного Автотракторного Объединения (ЛенгипроВАТО), а непосредственно к сборке привлекли лучших спецов-каретников и жестянщиков. В итоге, 24 апреля 1933 года был готов первый красавец Л-1, а в первомайской демонстрации участвовали уже шесть советских лимузинов. Стоит отдельно отметить титанический труд создателей. Мало того, что они имели дело с техникой, доселе им неведомой, так еще и умудрились уложиться в непостижимые сроки! Более того, несмотря на то, что Л-1 получился намного проще первоисточника, это была качественная копия, даром что кузовные части выстукивали чуть ли не на коленке, а многие детали мотора и ходовой подгоняли напильником по месту.
![Л-1 Л-1](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6cb/6cb3f2674ee1c0597552b417e7382bb1_cropped_510x319.webp)
После «Первомая» все шесть Л-1 отправились своим ходом в Москву, где их показали руководителю Наркомтяжпрома Г. Орджоникидзе, а потом с триумфом 20 мая вернулись в Ленинград. Министру автомобиль понравился, и он благословил его на массовый выпуск, очертив план на первый год в две тысячи штук. Воодушевленные «путиловцы» засучили рукава... Но что-то пошло не так.
Поговаривают, что во время пробега ни один из советских лимузинов не обошли технические проблемы. Оно и понятно, автомобили-то были из опытной первой серии. В пику этим слухам приводят официальные цитаты из газет и журналов того времени, где утверждается, что за всю дорогу ни один из шести автомобилей не имел поломок. Но многотиражки ведь на то и многотиражки...
![Л-1 Л-1](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/4f1/4f1614531f90e9c0f7773e47ae507af7_cropped_510x383.webp)
Есть еще одна версия. В те времена Иван Лихачев, директор тогдашнего завода имени Сталина, загорелся идеей выпускать на своем предприятии не только грузовики, но и легковушки. А поскольку он был вхож в высшие круги руководства страны, ему не составило труда убедить самого Сталина в том, что выпуск первых лимузинов надо наладить именно в Москве. Мол, тут и мощности соответствующие, и кадры опытные, и престиж предприятия. Это вам не скромный цех на тракторном заводе.
![Сталин и ЗИС-101 Сталин и ЗИС-101](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d73/d731cbda96f5673a550619c1cd25911d_cropped_510x460.webp)
Так что по окончании пробега пара Л-1 вместе с разобранными «Бьюиками» отправились прямиком на завод Лихачева, из которых в итоге получился всем хорошо известный ЗИС-101, внешне не имеющий ничего общего с Л-1, но технически очень на него похожий. А оставшиеся четыре автомобиля подарили Монголии, ни один из которых не дожил до наших дней.