«Каждому ветерану по мотопротезу!»: как в СССР появились знаменитые инвалидки

Ни в одном справочнике вы не найдёте, сколько стоили советские мотоколяски для инвалидов. Современные тюнеры их любят, а автомобильные историки не очень. А конструкция их была довольно оригинальна. Мы собрали самое интересное об «инвалидках».
«Каждому ветерану по мотопротезу!»: как в СССР появились знаменитые инвалидки
Alexander Migl / Wikipedia

Великая отечественная оставила сотни тысяч, а может быть, миллионы инвалидов. Многие из них, бывшие солдаты и офицеры Советской армии, были молоды и полны энергии. Но чтобы трудиться и вести полноценную жизнь, им нужен был транспорт. Особенный транспорт.

Создать такой автомобиль – точнее, мотоколяску – предлагал Горьковский автозавод, однако Москва предпочла отдать производство будущих «инвалидок» Серпуховскому мотоциклетному заводу (СМЗ), который тогда занимался ремонтом трофейных немецких и американских лендлизовских мотоциклов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С-1Л / С-3Л

С-1А
С-1А
Дмитрий Панкратов / Википедия

Первую модель завод разрабатывал не сам. Проект спустили из Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения. С-1Л была трёхколёсной, на малюсеньких 9-дюймовых колёсах, с мотоциклетным рулём. Мощности двигателя в 3 л. с. не хватало, чтобы въехать в крутую горку даже по асфальту.

С-3А

С-3А
С-3А
Андрей Романенко / Википедия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель, увековеченную в комедии «Операция Ы», Серпухов создавал уже сам, и получилось намного лучше. У неё было четыре колеса 10-го диаметра и симпатичный дизайн. Выдавались «инвалидки» социальными службами сроком на 5 лет. Через 2,5 года можно было произвести ремонт за счёт государства.

С-3Д

С-3Д
С-3Д
Alexander Plushev / Википедия

Спорно выглядящая, но куда более удачная модель, которая продержалась на конвейере до 1997 года. Серпухов обогнал другие автозаводы СССР в ряде инноваций – независимая подвеска, реечное управление и тросовый привод сцепления. С новой подвеской машинка имела вполне приличное пространство для ног, что очень важно для инвалида с протезами. Двигатель воздушного охлаждения не требовал дефицитного антифриза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительнее всего, что в Союзе семидесятых годов, где всё было в дефиците, Серпухов смог создать хорошее снабжение населения запчастями! Российские историки автопрома считают «инвалидки» тупиковой ветвью эволюции, поскольку они:

  • слишком большие, чтобы играть роль мотопротеза,
  • слишком маленькие, чтобы быть полноценным автомобилем.

Но можно рассуждать и иначе. Советским инвалидам нужен был автомобиль, как никому другому, но даже «Запорожец» далеко не каждый мог купить. Поэтому спрос на машинку всегда оставался большим.

Кстати, сейчас серпуховские мотоколяски часто становятся основой для винтажного тюнинга.

Любите старые фото? Наш Тим Скоренко подобрал 15 фотографий советских мотоколясок, включая редкие прототипы. Среди которых есть как настоящие уроды (хотя они в этом не виноваты), так и очень симпатичные микрокары... и даже грузовики!