РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Урал»: как работает самый большой атомный боевой корабль СССР

В судьбе этого пусть бездушного, но все же построенного руками человека объекта как в линзе сфокусировался весь трагизм недавней переходной эпохи. Большой разведывательный корабль «Урал» – самая крупная надводная атомная боевая единица нашего ВМФ – тихо угас вдали от назначенных ему океанских просторов. Но его помнят и им гордятся.
«Урал»: как работает самый большой атомный боевой корабль СССР

Нет особого смысла подробно описывать столь недавнюю историю: еще на памяти живущих, в конце 1970-х — начале 1980-х произошел рост напряженности в отношениях между СССР и США. Америка грозила новым поколением стратегических ядерных ракет, системой ПРО космического базирования, и СССР, приняв вызов, в последний раз напряг железные мышцы своего оборонпрома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атолл Кваджалейн — скопище из сотни коралловых островов в 3900 км к югу от Гонолулу — был для нашей разведки вожделенной целью. Это место, на тысячи километров удаленное от любой цивилизации, американские военные использовали и для управления ядерными испытаниями на Маршалловых островах, и для тестирования систем ПРО, и как полигон, по которому уже в 1980-х велись стрельбы новейшими МБР MX Peacekeeper (стартовали они с базы Vandenberg в Калифорнии).

ССВ-33 "Урал"
ССВ-33 "Урал", проект 1941 "Титан". Водоизмещение: 32 780/36 500 т // Длина: 265 м // Ширина: 30 м // Высота: 70 м // Осадка: 7.5 м // Бронирование: нет // ЯЭУ: типа ОК-900, 2x171 МВт // Мощность двигателей: 66 500 л.с. // Скорость хода: 21.6 узла (40 км/ч) // Автономность плавания: 180 суток // Экипаж: 930 человек // Артиллерия: 76-мм АУ АК-176 (2); 12-мм спаренные пулеметные установки "Утес-М" (4) // Зенитная артиллерия: 30-мм АК-630 (4) // Ракетное вооружение: ПЗРК "Игла" (16 ракет 9М-313) // Авиационная группа: вертолет Ка-32.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Урал» для «Коралла»

Чтобы иметь свои глаза и уши поближе к американским берегам и к тестовым площадкам на атоллах, в начале 1970-х советское руководство решило снарядить в океан корабль, который стал бы плавучей платформой для многофункциональной радиоэлектронной разведки. Ну а поскольку ни единой базы ВМФ ни в Северной Америке, ни на островах Океании у СССР не было, платформа эта должна была обладать высокой степенью автономности и, соответственно, большим запасом хода. Отсюда естественно следовал вывод: кораблю быть атомным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работы над многоцелевым информационно-разведывательным комплексом морского базирования «Коралл» начались в 1975 году. Головным предприятием по теме стал ЦНПО «Вымпел» — предприятие в системе Минрадиопрома. Главным конструктором проекта назначили известного специалиста в области РЛС Михаила Архарова. «Архаровцам» предстояло создать аппаратуру наблюдения, которая могла бы отслеживать ракетные пуски и фиксировать максимум информации, включая тип ракеты-носителя, дальность стрельбы, координаты старта, вес и количество боевых частей, излучаемую передатчиками телеметрическую информацию и даже, по некоторым сведениям, химический состав ракетного топлива. Кроме того, оборудование будущего океанского разведчика предназначалось для обнаружения различных воздушных, надводных и подводных целей, перехвата каналов связи, а также для слежения за объектами на околоземной орбите. В состав «Коралла» входила, в частности, многоканальная корабельная РЛС «Атолл» сантиметрового диапазона и оптико-электронный комплекс «Лебедь», который мог вести наблюдение в видимом и ИК-диапазоне. Есть сведения, что для камеры оптического наблюдения применялось зеркало диаметром 1,5 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ССВ-33 "Урал"

Радиоэлектронщики поработали на славу, создав комплекс с огромным количеством функций, на базе новейших достижений советской вычислительной техники (в частности, ЭВМ типа «Эльбрус»). Но... они создавали его, что называется, на берегу, и найти общий язык с судостроителями оказалось непросто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Безразмерные запросы

Старт проекту 1941 (эти цифры потом будут не раз вспоминать в связи с несчастной судьбой корабля) был дан в 1974 году: тогда к проектированию атомохода для «Коралла» приступило ленинградское ЦКБ «Айсберг», известное, в частности, разработкой советских атомных ледоколов. Первым главным конструктором корабля, который позже будет назван ССВ-33 «Урал», стал Александр Василевский. В 1978 году Василевский ушел из жизни, и его сменил Владимир Тарасов. Представители ЦКБ «Айсберг» вспоминают, что первоначально Михаил Архаров затребовал для своей аппаратуры корабль длиной 400 м. Это примерно на 70 м длиннее американского атомного авианосца класса Nimitz и на 58 м короче самого длинного в истории судна — супертанкера Seawise Giant. Опыта строительства таких монстров, тем более военного назначения, у отечественной промышленности не было, и корабелы стали отвоевывать у «радистов» длину. Сговорились на 265 м, но и это была колоссальная цифра. Когда уже спущенный на воду «Урал» потребовалось поместить в Кронштадтский док, выяснилось, что батопорт дока за ним попросту не закроется. И тогда был сделан новый батопорт, слегка выгнутой формы, чтобы создать для «Урала» дополнительное пространство.

Начни все сначала
widget-interest

«Сложность рабочего проектирования заключалась в том, — вспоминает руководитель службы стандартизации ОАО " ЦКБ "Айсберг" А. Г. Амосов –  что основной радиоэлектронный комплекс "Коралл", для которого создавался корабль проекта 1941, разрабатывался Минрадиопромом одновременно и параллельно с ним. При этом разработчики комплекса не всегда осознавали проблемы, связанные с существенными переделками в рабочем проекте, и их возможное негативное влияние на мореходные и иные качества уже спроектированного корабля.

Изменения в системе "Коралл" шли нескончаемым потоком, при этом они зачастую касались не только документации. Нередко приходилось переделывать конструкции, уже воплощенные в металле и прошедшие этап закрытия построечных документов. Это крайне негативно сказывалось на взаимоотношениях проектантов с заводом-строителем. Тем не менее, надо отдать должное корабелам за то, что ни конструктивный, ни архитектурный облик  заказа от этих изменений не пострадал».

Стальной муравейник

«Урал» был заложен на стапеле «А» Балтийского завода в 1981 году. Спуск на воду состоялся в 1983-м, но еще три года шла достройка, а физический пуск атомной энергетической установки произошел в 1987 году. И лишь 30 декабря 1988 года был подписан акт о передаче корабля ВМФ СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На Балтийском заводе шутили: если постороннего человека завести на «Урал» и оставить во внутренних помещениях, он будет выбираться оттуда несколько дней. И правда, корабль не только был огромен, но и заключал в себе чрезвычайно сложную систему размещения служб и оборудования, состоявшую из 1500 помещений. Организация монтажных работ внутри этих лабиринтов представляла собой непростую управленческую проблему. Говорят, что лишь тогдашний директор Балтийского завода Виктор Шершнев свободно ориентировался внутри строившегося корабля.

Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в TelegramВКонтакте и Одноклассниках!

Когда «Урал» вышел на испытания, к 930 постоянным членам экипажа добавилось около полутора тысяч представителей предприятий-смежников, каждый из которых «окучивал» свой участок. В каютах, рассчитанных на три-четыре человека, спали по семь-восемь, а камбуз не справлялся с приготовлением пищи для этого человеческого муравейника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Карта
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Атомные приключения

Не стоит забывать и о том, что «Урал» был атомоходом. ЦКБ «Айсберг» спроектировало его под свою классическую атомную энергетическую установку, применявшуюся на ледоколах, добавив лишь некоторое свойственное военной продукции добавочное резервирование. Не всегда все шло гладко. В период вывода на физический пуск одного из двух реакторов типа ОК-900 выяснилось, что одна из решеток, которая используется для его глушения, не работает в режиме самохода, то есть в случае аварии она не смогла бы автоматически заглушить реактор, как это случилось, например, во время катастрофы «Курска». Тогда было принято решение разобрать ядерный реактор прямо на Балтийском заводе, который находится на Васильевском острове, в пределах исторического центра Ленинграда. К тому же на дворе стоял 1987 год, и память о чернобыльском кошмаре была еще очень свежа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудивительно, что решение о разборке реактора далось нелегко и принималось на самом высоком уровне. Разборка велась методом гидроподрыва: внутрь реактора под большим давлением подавалась вода, и его крышка ступенчатыми движениями отрывалась от корпуса. К счастью, поскольку реактор еще не выходил на МКУ (минимальную контролируемую мощность), излучение от него было небольшим. Вскрытый реактор обследовали представители проектной организации — Горьковского КБ (ныне ОАО «ОКБМ Африкантов»), но причины дефекта не обнаружили. Несмотря на тяжелейшие условия проведения этой операции и ее технологическую сложность, решетка в режиме самохода так и не срабатывала — ее можно было опускать лишь принудительно, с помощью двигателя. В конце концов было принято решение позволить кораблю ходить в море с этим дефектом, пусть он несколько и снижал ядерную безопасность «Урала».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Компас
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая история произошла, когда «Урал» находился на Кронштадтском рейде: внезапно вышел из строя циркуляционный насос одного из реакторов. Испытания были в разгаре, на заводе присутствовало множество представителей смежников, и руководство Балтийского завода не без оснований опасалось, что если корабль придет в Ленинград с аварийной ядерной установкой, то те же смежники откажутся на «Урале» работать. И тогда родилось решение поменять циркуляционный насос прямо на рейде. Ленинградские корабелы с этой задачей справились, хотя заменить восьмитонный узел при морской качке было невероятно тяжело. После этого случая никаких серьезных «ядерных» неприятностей с «Уралом» уже не случалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Политика и менеджмент

Все инциденты, происходившие во время строительства и испытаний корабля, легко объясняются «болезнями роста». «Урал» был уникальным творением, не имевшим аналогов или прототипов. Наверняка при строительстве его систершипа проблем было бы меньше. На Балтийском заводе «Урал» имел номер заказа 810. Был и заказ 811 — на второй большой разведывательный корабль, предназначенный, видимо, для дежурства в водах Атлантики. Они могли бы работать на пару — например, наблюдая в непрерывном режиме вращающиеся вокруг Земли спутники. Для заказа 811 была собрана лишь одна секция, но этим все и закончилось: наступило время, когда и уже построенному «Уралу» дел практически не нашлось.

В строю и не в строю
widget-interest

Дальнейшая судьба «Урала» неплохо известна по появившимся в последние годы публикациям. После принятия на вооружение, корабль совершил двухмесячный переход к месту дислокации на Дальнем Востоке – в Фокино (Приморский край), да так навсегда там и остался. Инфраструктуры (хотя бы в виде причальной стенки) для океанского гиганта не нашлось, и его держали фактически на рейде, без энергетического обеспечения с берега (вода, пар, электричество). Корабль постепенно вырабатывал ресурс своих энергоустановок и деградировал: происходили аварии, последствия которых не устранялись. В 1992 году были заглушены ядерные реакторы. Страна была больше не готова эксплуатировать и поддерживать в боевом состояния гигантов «холодной войны». И дело не только в деньгах и политической воле: собрать в поход корабль с таким колоссальным экипажем, часть которого должны составлять высококвалифицированные специалисты, оказалось уже неподъемной управленческой задачей. 

«Урал» утилизировали. Что-то пошло на металлолом, однако некоторые узлы (в виду того, что корабль почти не ходил в море) имеют еще приличный невыработанный ресурс. В частности, «Атомфлот», базирующийся в Мурманске, очень интересуется трубными системами парогенераторной установки (парогенератор «Урала» ПГ-28 аналогичен парогенераторам, используемым в ледоколах типа «Арктика»).

Возможно, через несколько лет со стапелей Балтийского завода сойдет атомный ледокол нового поколения: двухосадочное (с возможностью захода в относительно мелкие устья рек) судно мощностью 60 МВт. Но это если у знаменитого питерского предприятия, строившего некогда ледоколы, тяжелые атомные крейсеры и «Урал», все пойдет по плану.

Анатолий Комаров
Анатолий Комаров 16 Февраля, 00:52
Помню эту эпопею с реактором. Работали в две смены без выходных. Даже 7 ноября был рабочим днем.
Юрий Павленко
Юрий Павленко 10 Ноября 2021, 17:41
Видел я этот корабль Служил там 05 07 стоял к пирсу прикованный.но не в большом камне ни во Владивостоке не было таких доков что бы разобрать эту махину.его нужно было отбуксировать в кронштадт.но сложность заключалась в том что это судно можно было отбуксировать только не больше двух бального шторма.посему он там и прилип.а по поводу что его распилили это бабка на двое сказала.думаю что там и стоит.
Роман Коротенко
Роман Коротенко 03 Сентября 2021, 12:59
Реактор на "Урале" был заглушен ещё в 1990 г., а не в 1992-м. К началу 1992 г. на "Урале" уже сгорели и кормовое, и носовое машинные отделения, так что он мог либо частично обеспечивать себя энергией от аварийных дизельгенераторов, либо подключиться к береговой сети. Рассказывали, что носовую машину специально сожгли годки, когда корабль осенью 1991 года начал сдавать задачи на допуск в дальний поход.
Karina Sapozhkova
Karina Sapozhkova 09 Марта 2018, 19:46
Очень жаль, что в нынешнее время в России не уделяют должное внимание ядерной энергетике, как тогда. А ведь за ней наше будущее.
Марк Асмус
Марк Асмус 21 Февраля 2018, 11:50
Далекое прошлое. Это было в другой стране, более развитой и цивилизованной чем нынешняя р о с и я.
Manoel Lucimar
Manoel Lucimar 19 Февраля 2018, 18:05
"URAL" 0 Grandioso Navio Atômico., que despertou admiração no Mundo inteiro,hoje descansa em estaleiro no Norte da Rússia.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 24 Марта 2018, 22:16
Сейчас из космоса можно получить гораздо больше информации. Уже в те времена из космоса можно было прослушать разговоры в помещениях.
Павел Мягких
Павел Мягких 11 Февраля 2018, 13:39
Вот это да. но и печально, кто то пока он строился - мечтал что пойдет  на нем в экспедиции, как  в "Звездный путь",  люди мечтали на него попасть, представляли себе жизнь на нем, а он не нужен.. Столько сил вложили, и зря.
Павел Мягких
Павел Мягких 11 Февраля 2018, 13:39
Да
new creature
new creature 16 Января 2018, 12:18
Атомоход для разведки?
Алексей Чемберлен
Алексей Чемберлен 03 Февраля 2018, 12:57
Ты прав дружище мы на "Захаре" рядом с вами стояли и "Фрунзе" впечатляюще.
Martin Brest
Martin Brest 12 Января 2018, 16:20
Небольшая поправочка... Придя в Фокино (тогда ещё Шкотово-17), он на рейде стоял недолго- в 1992-м году я его застал уже стоящим кормой к стенке 7-го причала, где он и простоял до конца своих дней, так и не выходя в море... поговаривали, что на переходе у них был какой-то инциндент с двигательной установкой (реактором)... уже тогда с него мешками тащили микросхемы и другую дорогостоящую утварь... сердце кровью обливалось... бывал на нём не раз в гостях, в том числе и в последние годы- впечатлений на всю жизнь... особенно когда идёшь с фонариком по коридорам, открываешь броняху, а там- баскетбольная площадка посреди корабля... или бассейн... на противоположной стенке того же причала стоит лагом крейсер Адмирал Лазарев (бывший Фрунзе), тоже памятник, с 1992 г. ни одного самостоятельного выхода в море, вот у него был пожар со взрывом в отсеке управления реактором... после этого и поставили намертво... эх, долго можно писать про это... а вот кого точно загубили в 90-е, вымотав весь ресурс на рейде- так это два наших тяжёлых авианесущих крейсера- Минск и Новороссийск... вот для них пирса так и не построили...
Юрий Павленко
Юрий Павленко 10 Ноября 2021, 17:49
Всё так и есть.все стоит колом.а вот Минск стояв на рейде был плавучей тюрьмой.его так называли.списявали туда всех косячников.и они там кто два кто три года сидел не сходя на берег.щас он в Китае стоит в качестве музея.
Загрузка статьи...