У побережья США нашли немецкую подлодку времен Первой мировой

Группа охотников за кораблекрушениями обнаружила необычное затонувшее судно у восточного побережья Соединенных Штатов: обломки немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны, потопленной американскими военными самолетами столетие назад.
У побережья США нашли немецкую подлодку времен Первой мировой
Benjamin Lowy for National Geographic

Согласно эксклюзивному сообщению National Geographic, в начале сентября команда подтвердила принадлежность обломков подводной лодки SM U-111, которая служила в Имперском флоте Германии. После того, как Германия согласилась на перемирие в 1918 году, подводная лодка сдалась британцам, которые передали США несколько первых подводных лодок для изучения и обратного проектирования. В 1922 году ВМС США намеренно потопили судно, однако его точное местонахождение не разглашается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в начале июля исследователь затонувших кораблей Эрик Петкович и его коллеги обнаружили SM U-111 с дистанционно управляемым подводным аппаратом (ROV) на глубине около 120 метров и примерно в 65 километрах от берега Вирджинии. «Мы были на дне Атлантического океана и увидели обломки. Повернули камеру, и боевая рубка была прямо там», — рассказал он. Боевая рубка — это приподнятая платформа над верхней палубой подводной лодки.

Немецкий подводный флот

SM U-111 была одной из пяти немецких подводных лодок времен Первой мировой войны, которые были потоплены в водах США (помимо восьми подводных лодок времен Второй мировой войны), и она была обнаружена последней.

Первооткрыватели повторно посетили это место в сентябре этого года на исследовательском судне, оснащенном дистанционно управляемым подводным аппаратом (ROV), чтобы изучить грабли с помощью видеокамер
Первооткрыватели повторно посетили это место в сентябре этого года на исследовательском судне, оснащенном дистанционно управляемым подводным аппаратом (ROV), чтобы изучить грабли с помощью видеокамер
Benjamin Lowy for National Geographic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Петковича, когда подводная лодка затонула, ВМС США думали, что морская вода в этом месте была намного глубже, и что судно упадет на морское дно примерно на 500 метров ниже поверхности. Но 100 лет назад знания о глубинах были несовершенны, и поэтому СМ U-111 остановился на относительно мелководье рядом с глубокой пропастью. «Если бы она была всего в одной миле к востоку, то канула бы в бездну, и ее бы никогда больше не нашли», — отметил охотник.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подводная угроза

Германия построила SM U-111 в северном портовом городе Киле в 1916 году и вступила в войну на море в начале 1918 года. «Первую войну подводных лодок с 1914 по 1918 год часто упускают из виду, — призналась Иннес Маккартни, морской археолог из Бангорского университета в Соединенном Королевстве. — Но важно признать, что по сравнению со Второй мировой войной подводные лодки Kaiserliche Marine [Императорский флот Германии] потопили в два раза больше кораблей и понесли только 20% потерь».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маккартни не участвовал в повторном открытии SM U-111, но он обнаружил другие обломки подводных лодок времен Первой мировой войны. «Что важно для союзников, если бы не опыт, полученный в 1917 и 1918 годах, кампания против подводных лодок во время Второй мировой войны оказалась бы более сложной задачей», — отметил он.

После того, как Германия согласилась на перемирие в ноябре 1918 года, SM U-111 был сдан британцам, а затем передан ВМС США; а в апреле 1919 года он отправился в США с командой из 32 американских моряков, 17 из которых никогда раньше не были на борту подводной лодки.

Открытый люк в боевой рубке подводной лодки показывает внутреннюю лестницу. Судно было преднамеренно потоплено ВМС США после реконструирования, а затем использовалось как мишень для стрельбы
Открытый люк в боевой рубке подводной лодки показывает внутреннюю лестницу. Судно было преднамеренно потоплено ВМС США после реконструирования, а затем использовалось как мишень для стрельбы
Benjamin Lowy for National Geographic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы сэкономить время, командир выбрал кратчайший — и самый опасный — северный маршрут через Атлантику, усеянную айсбергами и унесшую R.M.S. «Титаник» семь лет назад.

Кроме того, на подводной лодке были только немецкие указатели, поэтому американский экипаж не знал, как пользоваться гирокомпасом судна, и ему приходилось ориентироваться с помощью магнитного компаса; а пробка в открытом клапане, сделанная из «твердого липкого вещества», тайно установленная немецкими диверсантами, растворилась в морской воде за четыре ночи плавания, затопив и чуть не затопив судно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Крушение подводной лодки

После прибытия на восточное побережье США SM U-111 использовалась для продвижения последнего выпуска военных облигаций 1919 года в Бруклине, а затем была испытана против новейших подводных лодок США. В конце концов с нее сняли двигатели и оборудование, и в июне 1921 года американские военные самолеты, использовавшие ее для стрельбы по мишеням, потопили немецкую подводную лодку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но судно считалось опасным для мореплавания в том месте, где оно впервые затонуло; и поэтому его подняли и отбуксировали на более глубокие воды в августе 1922 года, где он был потоплен в последний раз, открыв люки и взорвав поблизости глубинную бомбу. Его точное местонахождение пока не разглашается.

Петкович искал обломки SM U-111 в течение нескольких лет, после того как заметил, что другие преднамеренно обломки подводных лодок в водах США были обнаружены на более мелкой воде, чем ожидалось. Он сказал, что ключом к открытию было определение того, какой корабль ВМС США отбуксировал выведенную из строя подводную лодку к конечному пункту назначения, а затем получение доступа к ее бортовому журналу. Они нашли обломки СМ U-111 почти точно в том же месте, что и в судовом журнале. «Это было правильно по деньгам, очень близко к цифрам, которые у нас были», — сказал он.

Теперь Петкович надеется нырнуть к месту крушения следующим летом, хотя он находится на экстремальной глубине даже для технических дайверов с новейшим оборудованием для ребризинга, которое перерабатывает выдыхаемые дайверами газы и позволяет им дольше оставаться под водой.