Зачем пилоты прикалывают листы бумаги к коленям: ответ проще, чем вы думаете!
![Зачем пилоты прикалывают листы бумаги к коленям: ответ проще, чем вы думаете! Зачем пилоты прикалывают листы бумаги к коленям: ответ проще, чем вы думаете!](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3c7/3c7db90465c74c042b17eba02f2ecceb_ce_1253x835x0x0_cropped_510x340.webp)
Наколенные планшеты помогают пилоту организовать документы, которые он берет в полет.
Кипа бумаг довольно большая. Например, индийские истребители, летающие на МиГ-29, левую ногу отдают под «шпаргалки» для действий на экстренный случай, а правую для карт и полетного задания.
![Пилоты ВВС Индии с наколенными планшетами. Пилоты ВВС Индии с наколенными планшетами.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/adc/adcb721f28aa5fb4c9cd650646a0f9be_cropped_510x245.webp)
На левом колене собраны чек-листы
Первый описывает последовательность действий при пожаре двигателя. Пилоту предписывают убрать тягу, потом выключить двигатель и уже после этого включать огнетушитель. Потом нужно выждать 15 секунд и, если сигнализация не потухла, то катапультироваться. Если пожар прекратился, можно попробовать заново запустить двигатель.
Как именно, объясняет второй чек-лист. Есть еще третий, описывающий порядок действий при отказе гидравлики и пневматики.
На правом колене информация о полете
В самом типичном случае пилот получает лист с планом аэродрома, карту зоны полета и описание полетного задания.
Цифровые планшеты все популярнее
![Цифровой планшет на колене пилота американских ВВС. Цифровой планшет на колене пилота американских ВВС.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/536/53691df2135f41289f41ea6aef9a1758_cropped_510x407.webp)
Традиционные планшеты они пока полностью не заменили. Военные пилоты консервативны и с осторожностью относятся к непроверенным новшествам. Электронный планшет может разрядиться или испортиться при перегрузках и катапультировании. Но и удобство их очевидно. Посмотрим, что победит в итоге, бумага или полупроводники.