Может ли пилот истребителя случайно заснуть в полёте

Как ни удивительно, такие случаи в военной авиации происходят регулярно.
Может ли пилот истребителя случайно заснуть в полёте
Ken Hammond, US National Archive. Public domain

Далеко не все вылеты пилотов-истребителей связаны с нервным напряжением, большими нагрузками и опасностью быть сбитым.

Немалую долю составляют задания монотонного характера, во время выполнения которых начинает клонить в сон. Многим американским лётчикам, например, приходилось перегонять самолёты через океан, ведя их 6-8 часов в хвосте у танкера без возможности покинуть строй. Такой полёт навевает скуку, а возможностей развлечься очень мало. Кроме того, любой путешественник знает, как сильно влияет на мозг смена часовых поясов. Часть вылетов приходятся на ночное время, увеличивая риск внезапно провалиться в сон. Часто ли такое случается с российскими пилотами, мы не знаем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в вооружённых силах любой страны об этом знают и принимают меры, чтобы исключить подобные случаи. В ВВС США пилотам выдают таблетки для регулирования тонуса.

Случайно заснуть в полёте возможно

Вопрос, вынесенный в заголовок, был задан на сайте вопросов и ответов Quora, и несколько бывших пилотов признались, что с ними случалось задремать в полёте. Вот рассказ одного из них.

«Я выполнял учебный полёт на F-106 в 1966 году поздно ночью, около 2 часов утра, когда большинство гражданских авиалайнеров на земле, – вспоминает Брюс Гордон, пилот американских ВВС в 1958-1971 гг. – Я включил автопилот по наземному компьютеру SAGE, который вел мой F-106 по траектории, ожидая появления цели в зоне нашей ПВО. Стрелка радара скользила туда-сюда, туда-сюда, не показывая ничего интересного. Самолет летел сам по себе. Это было скучно, было уже поздно, и я хотел спать. Наверное, я задремал».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вдруг самолёт резко взял новый курс. Внезапное выравнивание крыльев разбудило меня». На экране радара была цель! Я выбрал оружие, переключил автопилот на ведение за целью и «поразил» её».

Большинство случае засыпания в полёте происходят в ночное время.
Большинство случае засыпания в полёте происходят в ночное время.
Franz Garzelnyk, US National Archive. Public domain

«Автопилот способствует засыпанию, – говорит Гордон. – Это все равно, что задремать за рулем автомобиля, двигаясь по прямой магистрали, и проснуться лишь когда колеса наедут на отбойник. Вероятно, это происходит чаще, чем пилоты это признают».