«Одна педаль здесь, другая там!» Как работала летучая почта в армии Российской империи

Первая мировая война родила танки, самолёты и химическое оружие, но кто слышал о велосипедных войнах? Вот самые интересные факты о забытом секретном оружии русских военных.
«Одна педаль здесь, другая там!» Как работала летучая почта в армии Российской империи
В общественном достоянии

Отношение военных к велосипедам серьёзно изменилось после англо-бурской войны, случившейся в Южной Африке в 1899-1902 годах.

Казалось бы, речь идёт о местном и малопримечательном военном конфликте где-то на задворках мира. Тем не менее, военные штабы в Европе внимательно изучали его, потому что в его ходе родились несколько эффективных тактических приёмов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В частности, впервые в военной истории обе стороны, и буры, и англичане, активно использовали велосипеды (мы недавно рассказывали об этом). Эффективность двухколёсников для диверсий, разведки и связи оказалась настолько велика, что многие страны начали спешно создавать велосипедные войска. В их числе была и царская Россия.

Самокат капитана Жерара

По примеру большинства армий мира российские военные выбрали складной велосипед конструкции капитана Жерара, который в России называли «самокатом». По сегодняшним меркам, его конструкция кажется очень непривычной во многих деталях. Седло находится прямо над задним колесом, а подседельная труба идёт вертикально вверх от задней ступицы. Из-за этого практически весь вес велосипедиста приходится на заднее колесо. У велосипеда фиксированная передача – иначе говоря, педали жёстко связаны с задним колесом без обгонной муфты. На переднем колесе есть тормоз, соединённый с рычагом тягой, проходящей внутри передней вилки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самокат Жерара был сконструирован Шарлем Морелем и Анри Жераром. Выпускался он фирмой Peugeot, выкупившей у создателя права на паях с Michelin.
Самокат Жерара был сконструирован Шарлем Морелем и Анри Жераром. Выпускался он фирмой Peugeot, выкупившей у создателя права на паях с Michelin.
OnlineBicycleMuseum.co.uk

Испытания, проведённые Главным штабом, показали существенные недостатки у этого велосипеда, но последующие манёвры показали, что даже с минусами велосипед заметно повышает мобильность связистов. С началом Первой мировой войны для царской армии было закуплено несколько тысяч «самокатов Жерара». А уже ближе к концу войны, в 1916 году, в России был разработан собственный военный велосипед «Дукс боевой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работала Летучая почта

Основным назначением русских самокатчиков стала связь между войсками. Система их работы отличалась неплохой продуманностью. Между штабами были цепи из промежуточных постов на расстоянии от 10 до 25 вёрст друг от друга, работавшие как эстафета. На каждом посту дежурили начальник и три смены самокатчиков. Система проработала до конца Первой мировой войны, а затем основная масса велосипедов отошли к Красной армии.