За что американские пилоты хвалили советский МиГ-23

В 1980-х годах в США существовало целое подразделение, летавшее на истребителях этой модели долгих 8 лет. Как военные самолёты из СССР попали в Штаты, что в них понравилось «потенциальному противнику» и как эти самолёты применялись — расскажем в нашей статье.
За что американские пилоты хвалили советский МиГ-23
В общественном достоянии

Заполучить секретный советский истребитель американским военным помог случай.

В конце 1970-х отношение между СССР и Египтом охладели. В результате у африканской страны возникли сложности с эксплуатацией советской техники. Египтяне искали нового поставщика вооружений, и США этим воспользовались, забрав себе большой парк советских самолётов и вертолётов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особый интерес у Пентагона вызвали истребители третьего поколения МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности, на тот момент остававшиеся относительно современными. Поставляемые СССР во многие страны, они участвовали во многих военных конфликтах и хорошо показали себя в боях.

«Подстели подушечку»

В Штатах действует налаженная система изучения иностранной военной техники. Существует отдельное управление, называемое Foreign Technology Division USAF, а в ВВС США есть эскадрилья «Красные орлы», специализирующаяся на советских самолётах.

Чтобы понять, как внимательно изучался МиГ-23, достаточно сказать, что под него учредили отдельную программу Have Pad («хэв пэд» на русский можно примерно перевести как «подстелить подушку»). На МиГах летало 32 пилота, а рекорд поставил некто Томас Дрейк, совершивший 249 вылетов. Американцы проводили учебные бои против собственных самолётов, проводили съёмку радиолокационной и тепловой сигнатуры советских перехватчиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впечатления у военных США остались смешанные

С одной стороны, МиГ-23 оказался грозным противником в воздушных боях с отличными разгонными и скоростными характеристиками. Пилоты также хвалили удобную кабину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Американские пилоты хвалили удобную кабину МиГ-23.
Американские пилоты хвалили удобную кабину МиГ-23.
Akpch, Wikipedia. CC3.0

С другой стороны, самолёт оказался крайне капризным. Для пилота он был строптивой лошадью с плохой управляемостью и устойчивостью. Серьёзные проблемы возникли и у механиков – ремонтопригодность самолёта они охарактеризовали как «чудовищную». Это отмечают и советские источники: ни один другой истребитель не доставлял аэродромным службам ВВС Советского Союза столько хлопот, как 23-й. В случае «Красных орлов» трудности усугублялись тем, что запчастей к самолётам по понятным причинам не хватало.

В двух случаях это привело к катастрофе: в одном случае пилот погиб из-за пожара двигателя во время учебного боя, в другом самолёт потерял управление на сверхзвуковой скорости.