Почему пилоты-истребители теряют сознание при высоких перегрузках
![Почему пилоты-истребители теряют сознание при высоких перегрузках Почему пилоты-истребители теряют сознание при высоких перегрузках](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/102/1023e64ff8852c1394e983b37d618b51_ce_1575x1050x0x0_cropped_510x340.webp)
Чтобы мозг нормально работал и оставался в сознании, он должен постоянно омываться свежей кровью, богатой кислородом. Голова находится выше сердца, поэтому последнему приходится преодолевать силу тяжести, чтобы накачать кровь в мозг. В нормальных условиях силы сердечных мышц хватает.
Однако в момент выхода из крутого пике или на вираже человека – а значит, и кровь – тянет вниз с силой в 8-10 раз больше силы тяжести. Тогда потяжелевшая кровь отливает от мозга, перетекая в живот и ноги, и у пилота наступает кислородное голодание. Достаточно всего 4-5 секунд, чтобы он потерял сознание.
![Быстрый набор высоты после взлёта — один из манёвров, связанных с сильной перегрузкой. Быстрый набор высоты после взлёта — один из манёвров, связанных с сильной перегрузкой.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c95/c95b3b3bd3ff44e00897b71f88fdd057_cropped_510x311.webp)
Как побороть «отключку»
Как только манёвр заканчивается, кровь снова приливает к мозгу и ясность в голове возвращается. Но момент отключки может быть очень опасным, поскольку несколько секунд самолёт летит без управления. Поэтому пилоты всё-таки используют разные техники, чтобы избежать этого. Одни громко говорят сами с собой, другие поют, третьи изо всех сил сжимают мышцы шеи. Кроме того, применяются противоперегрузочные костюмы, которые препятствуют перетеканию крови в нижнюю часть тела и увеличивают переносимость перегрузок примерно на 1g. Смысл всех этих действий в том, чтобы задержать кровь в голове, зажав вены, по которым она утекает.