Может ли самолёт сам приземлиться, если пилот катапультировался

Военная история хранит лишь один такой случай. Зато какой!
Может ли самолёт сам приземлиться, если пилот катапультировался
National Museum of the United States Air Force
В 1970 году истребитель Convair F-106 Delta Dart пилота Гэри Фоуста во время учебного боя свалился в неуправляемый штопор.

Вернуть контроль над самолётом Фоуст не смог. В качестве последней попытки, он выпустил тормозной парашют, но и это не сработало. Лётчик перевёл двигатель на минимальную тягу и включил катапульту.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это действие сильно толкнуло нос самолёта вниз и он вышел из штопора, перейдя в простое кабрирование. Без пилота в кабине его вес уменьшился, а центр тяжести сместился назад. Самолёт выровнялся и стал плавно снижаться по широкой спирали.

Фоуст, висевший на парашюте, и другие пилоты группы с изумлением следили за его полётом. Один из них прокомментировал по рации: «Тебе пора вернуться в кабину».

Закончилось тем, что F-106 плавно сел на заснеженное поле местного фермера. Двигатель работал и перехватчик продолжал ползать по полю, когда подоспели шериф и несколько местных жителей. Они связались с военной базой, и оттуда им порекомендовали не пытаться поймать самолёт, а дождаться, пока он не выработает всё топливо. Ждать пришлось почти два часа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Convair F-106 Delta Dart с шутливым прозвищем «Кукурузный бомбардировщик». фото
Повреждения «Конвэра» после посадки на брюхо были настолько незначительны, что после ремонта этот экземпляр летал ещё 12 лет под шутливым прозвищем «Кукурузный бомбардировщик». Гэри Фоусту довелось вновь сесть в его кабину в 1979 году для тренировочного полёта.
U.S. Air Force

Секрет в треугольных крыльях

Особенность F-106 — дельтавидное крыло. Бумажные галки и спортивные дельтапланы — другие примеры летательных аппаратов с крылом такой формы. Их общее свойство — способность самостабилизироваться.

Самолёт Фоуста принадлежит к первому поколению сверхзвуковых перехватчиков, разработанных ещё в конце 1940-х годов. В отличие от машин тех лет, современные военные самолёты могут поддерживать устойчивость только за счёт постоянного контроля электроники. Поэтому вряд ли этот курьёзный случай когда-либо повторится.