Самому старому из ныне летающих самолетов уже 114 лет: где можно увидеть «дедушку авиации»

В 1909 году француз Луи Блерио перелетел через Ла-Манш на самолете Type XI собственной конструкции. Впервые в мире. Так взошла звезда марки Bleriot и началась история одного из самых знаменитых самолетов времен Первой мировой войны.
Самому старому из ныне летающих самолетов уже 114 лет: где можно увидеть «дедушку авиации»
Jean-Marc Rosier | Wikipedia, CC3.0
Цифра XI в названии не должна путать: Bleriot XI стал первым самолетом Луи Блерио, который действительно летал.

Автомобильный инженер увлекся авиацией около 1900 года, еще до первого полета братьев Райт, и стал экспериментировать с разными конструкциями — орнитоптерами, планерами и другими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лишь в 1909 году, когда он привлек к работе нескольких других пионеров авиации, таких как Раймон Сольнье и конструктор пропеллеров Люсьен Шовьер, он создал вполне рабочий агрегат. Доведя самолет до ума, Блерио отважился попробовать перелететь через Ла-Манш — и своим успехом наделал много шума. К нему посыпались заказы.

Конструкция раритета

Хотя Bleriot XI роднит с современными самолетами то, что он моноплан, конструкция и способ, каким он управлялся, серьезно отличаются. Фюзеляж и крылья собраны на каркасе из ясеня, усиленном стальными расчалками. Элеронов и закрылков в крыльях нет, а маневры совершаются за счет скручивания крыльев. Сухой вес составлял всего 260 кг при размахе крыла 7,79 м. Большинство экземпляров оснащались звездообразным 3-цилиндровым мотором Anzani мощностью 25 л. с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летающая школа

Так получилось, что больше всего Bleriot XI работали в качестве учебных самолетов. Для многих легендарных авиаторов тех лет это был первый самолет в их жизни.

К началу Первой мировой войны Bleriot XI завербовали во французскую и итальянскую армию. В 1914-м он все еще считался относительно современным самолетом, при этом был одним из самых массовых и хорошо освоенных. Он много использовался для разведки, небольших бомбометаний и других целей. Затем, когда ему стало трудно соревноваться с более современными моделями, сохранившиеся экземпляры стали переводить в учебно-тренировочные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Bleriot XI совершил первый перелет через Ла-Манш 25 июля 1909 года, фото
Bleriot XI совершил первый перелет через Ла-Манш 25 июля 1909 года.
Bain News Service | Wikipedia, В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Живая история

В мире сохранилось несколько оригинальных самолетов этой модели. Самый первый, на котором Луи Блерио совершил перелет через Ла-Манш, сейчас находится в Консерватории искусств и ремесел в Париже.

Но более интересны три экземпляра, до сих пор способные летать.

  • Один находится в английском графстве Бедфордшир, в коллекции Shuttleworth.
  • Другой – в США, в музее Old Rhinebeck Aerodrome в городке Ред Хук штата Нью-Йорк.
  • Третий – в Шведском национальном музее науки и техники.

Учитывая их возраст и уникальность, в наши дни эти самолеты делают лишь короткие полеты на местных авиашоу.

Нажми и смотри