Паровозы на тропе войны: как железные дороги помогли северянам победить в Гражданской войне в США

Не столь важно общее количество солдат, пушек и снаряжения, сколько умение их быстро собрать там, где они больше всего нужны.
Паровозы на тропе войны: как железные дороги помогли северянам победить в Гражданской войне в США
Библиотека Конгресса США
Правилом, описанным выше, умело пользовался генерал Уильям Шерман, один из командующих армией Союза («северян»).

Шерман сделал ставку на железные дороги как новый способ быстро перебрасывать с одного места на другое большое количество солдат и тяжелой артиллерии. В сентябре 1863 г. северяне смогли отправить 20 тысяч крайне необходимых запасных войск на расстояние почти в 2000 километров из Вашингтона в штат Джорджия, потратив всего 11 дней. Вплоть до конца 19 века этот случай оставался самой дальней и быстрой переброской большой войсковой группировки в мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диверсии

Не меньше внимания Шерман уделял тому, чтобы лишить южан возможности действовать также. Железные дороги часто становились объектами атак и диверсий. В истории Гражданской войны одним из самых значительных событий считается марш его армии к морю. Во время движения солдаты-северяне уничтожали тысячи километров рельсовых путей Конфедерации, оставляя после себя груды скрученных рельсов, непригодных к употреблению. В отчаянии южане окрестили этот металлолом «галстуками Шермана».

«Галстуки Шермана» фото
«Галстуки Шермана»
В общественном достоянии

Гражданская война в США стала первым военным конфликтом, где активно применялись и опробовались технические средства ведения войны, от телеграфа до броненосцев. Например, здесь Techinsider рассказывал о несчастливой судьбе подводной лодки, тонувшей аж 3 раза.