Сколько времени нужно, чтобы экстренно посадить вертолет: рассказ военного летчика

Быстро оказаться на земле нужно, если на борту возник пожар или другая неисправность, требующая быстрых действий. В этом случае экипаж идет на маневр, который при других обстоятельствах ни за что не стал бы делать.
Сколько времени нужно, чтобы экстренно посадить вертолет: рассказ военного летчика
(c) Leonardo — Helicopters
Аварийный спуск предъявляет большие требования к тренированности экипажа.

Поэтому его отрабатывают заблаговременно, рассказывает Дэвид Денсфорд, американский летчик, 24 года летавший бортмехаником на транспортных вертолетах CH47 Chinook.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует довольно много ситуаций, когда нужно быстро потерять высоту. Например, пожар на борту, обрыв или разрушение трансмиссии, утечка топлива или других пожароопасных жидкостей. В военных конфликтах зачастую бывает нужно таким образом быстро уйти с линии атаки.

Пикирование

«Мы сбрасывали тягу, опускали нос на 30 градусов и выкручивали горизонтальные рули на 20 или более градусов для максимального сопротивления, — говорит он. — Настежь открывали форточки в кабине, чтобы вытеснить дым, чтобы пилот мог видеть и дышать».

Пикируя, CH47 Chinook развивает скорость до 18 м/с фото
Пикируя, CH47 Chinook развивает скорость до 18 м/с.
(c) David Densford | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пикируя, тяжелый вертолет падал с неба со скоростью около 18 м/с. «Если посчитать, то, если бы мы летели на высоте 1500 м над уровнем моря и произошла аварийная ситуация, мы бы еще горели 1,5 минуты до того, как можно было бы гасить скорость падения и заходить на посадку, — говорит Денсфорд. — Представьте себе, что вы позвонили в службу поддержки и вас попросили повисеть на трубке полторы минуты, и вы почувствуете, как это долго. С одной стороны, это не так мало для пилота, ищущего подходящее место для посадки. С другой, не слишком веселое ожидание для живых в кабине».

«Если бы мы летели на высоте 1500 м и произошла бы аварийная ситуация, мы бы еще горели 1,5 минуты до того, как можно было бы гасить скорость падения и заходить на посадку».
Дэвид Денсфорд Ветеран ВВС США

Реальная авария

Дым из кабины вертолета
(c) David Densford | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Денсфорд упомянул, что однажды отработанные навыки пригодились, когда в форте Рукер из-за утечки в гидравлической магистрали горючая жидкость попала в вентиляционные отверстия генератора. «Бам! Огненный шар вырвался наружу, расплавил пластиковый козырек на лице пилота и обжег ему нос», — рассказывает он.

Все члены экипажа и пассажиры успели получить ожоги, а один пассажир, спавший в момент аварии, от неожиданности выпрыгнул наружу. Привязные ремни удержали его от падения с большой высоты — так он и висел снаружи до самого приземления. Впрочем, аварийная посадка завершилась благополучно.