«Летает как многоэтажный дом»: крутые факты о самом большом бомбардировщике мира

О чем речь — о советских ракетоносцах Ту-160 и Ту-95? Нет. Может быть, о B-52 Stratofortress? Опять не то. Все их затмил другой военный самолет эпохи начала холодной войны.
«Летает как многоэтажный дом»: крутые факты о самом большом бомбардировщике мира
В общественном достоянии
В 1941 году многие в правительстве США и военных кругах Америки опасались, что Британия не выдержит натиска немецких войск и падет.

Для Штатов это значило, что они лишатся военных баз в Европе. А значит, совершать авианалеты на Германию придется через Атлантику без посадки на дозаправку. Однако ни Boeing B-17 Flying Fortress, ни разрабатывавшийся в тот период B-29 Superfortress не смогли бы перелететь через океан и вернуться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда-то Пентагон и объявил конкурс на создание еще более крупного и тяжелого бомбардировщика, который был бы способен действовать в радиусе 6400 км, взяв на борт 4500 кг бомб. Заказ приняла фирма Convair. В реальности самолет поступил на вооружение лишь 7 лет спустя, в 1948 году, под названием C-36 Peacemaker, став главным ударным бомбардировщиком Штатов более чем на десятилетие, вплоть до появления реактивного B-52.

Размеры

Ни до, ни после на вооружении какой-либо страны мира не стоял более крупный военный самолет. Размах крыльев Peacemaker составлял 70 м — для сравнения, у B-52 он чуть больше 50 м.

Рядом с C-36 даже B-29 Superfortress не выглядит супером.
Рядом с C-36 даже B-29 Superfortress уже не выглядит супером.
(c) United States Air Force Historical Research Agency
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из пилотов, испытывавших опытный образец будущего бомбардировщика, описал свои впечатления: «Как будто летишь в многоэтажном доме, сидя у окна эркера».

Двигатели

Peacemaker держит еще один рекорд как самый большой поршневой самолет всех времен. Последний бомбардировщик эпохи поршневых моторов оснащался шестью огромными 28-цилиндровыми двигателями и необычными толкающими пропеллерами.

Convair C-36 Peacemaker отличался необычной компоновкой с толкающими винтами фото
Convair C-36 Peacemaker отличался необычной компоновкой с толкающими винтами.
(c) U.S. Air Force
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе они выдавали 18000 л. с., но даже этой мощности для громадины было недостаточно: ранние экземпляры требовали очень длинной ВПП для разбега. Поэтому позже самолету добавили четыре реактивных двигателя (см. фото выше).

«Миротворец»

Именно так переводится с английского его название. Иронично, что его получил первый самолет в истории, способный нести ядерные бомбы без переоборудования. Еще примечательнее, что ни в одной войне он так и не поучаствовал. Хиросиму и Нагасаки бомбил не C-36, а модифицированный четырехмоторник B-29 Superfortress.

К счастью для всех, холодная война так и не переросла в горячую, хотя во времена службы Peacemaker в мире были вооруженные конфликты, которые грозили перерасти во всемирный — взять хотя бы войну в Корее. Что, название оказалось пророческим?