Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой

Экспериментальный беспилотный летательный аппарат изобретателя Чарльза Кеттеринга мог бы стать козырем американской армии в период Первой мировой войны, однако история воздушной торпеды закончилась плачевно.
Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой
WikiCommons

Все началось во времена Первой мировой — больше ста лет назад. Но мы забежим немного вперед и перенесемся в страшный 1944 год. Тогда, после высадки сил западных союзников в Нормандии 6 июня, фашистская армия направила десяток крылатых ракет V-1 («Фау-1») на Лондон — это был первый в истории случай, когда подобные бомбы применили на поле боя. Немцы называли эти беспилотные снаряды «оружием возмездия», в то время как англичане прозвали их «жужжащими бомбами» из-за соответствующего звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воздушная торпеда Кеттеринга: за 100 лет до БПЛА

Но до того момента, как гонка вооружений дошла до беспилотных ракет, существовали и более ранние прототипы дронов. Так, в апреле 1917 года в штате Огайо армия США попросила конструктора Чарльза Кеттеринга спроектировать летающую бомбу, которая могла бы управляться без пилота и поражать цели на расстоянии 60 км.

Полноразмерная модель воздушной торпеды выглядела как обычный самолет, но на деле была летающей бомбой — предшественницей современных крылатых ракет.
Модель первой беспилотной ракеты — «Жука» Кеттеринга
Модель первой беспилотной ракеты — «Жука» Кеттеринга
National Museum of the USAF / WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объединившись с Орвиллом Райтом, создавшем первый самолет, и отцом навигационных технологий Элмером Эмброузом Сперри, изобретатель Чарльз Кеттеринг спроектировал небольшой биплан длиной 3,8 м с размахом крыльев 4,5 м. Крылья были собраны из картона, а фюзеляж выполнен из дерева и массы папье-маше. В общей сложности, стоил летательный аппарат всего ничего — 400 долларов.

Благодаря простенькому четырехцилиндровому двигателю мощностью 40 л.с. аппарат развивал скорость до 80 км/ч. Торпеда с учетом заложенной в нее взрывчатки весила порядка 340 кг. Прототип назвали Kettering «Bug», то есть «Жук» Кеттеринга.

О Чарльзе Кеттеринге было известно еще и то, что он основал компанию Dayton Engineering Laboratories, или Delco. Марка была ведущим производителем электронных систем в автомобилях, но в конечном итоге была выкуплена General Motors.

Как работала ракета

Бомба, размещенная на колесной тележке, запускалась по рельсовой конструкции. Оказавшись в воздухе, «Жук» двигался к цели с помощью электрического гироскопа и управлялся благодаря вакуум-пневматической автопилотной системы. Контролировал высоту сверхчувствительный барометр-анероид.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед каждым запуском операторы крылатой торпеды рассчитывали скорость ветра, его направление и учитывали расстояние до цели. Исходя из этих данных, определялось, сколько оборотов должен сделать пропеллер на пути к объекту. Как только в полете число заданных вращений заканчивалось, двигатель глох, специальный пружинный механизм отсоединял крылья, а фюзеляж падал в нужное место на землю. На словах использование подобной разработки казалось намного эффективнее артиллерийских снарядов, которые переносили меньше взрывчатки на короткое расстояние. Но как было на самом деле?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Прототип беспилотной торпеды на испытаниях в 1918 году
Прототип беспилотной торпеды на испытаниях в 1918 году
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все-таки bug: «Жук», который стал «Ошибкой» американцев

Проект Кеттеринга мог бы ознаменоваться успехом, если бы не череда настигнувших его неудачных летных испытаний. Первый тестовый полет в октябре 1918 года закончился провалом: торпеда отклонилась от курса сразу же после старта и начала бесконтрольно набирать высоту — дело шло к крушению. Так и случилось, благо, никто не пострадал.

Свидетелями последствий первого запуска стали фермеры. Но чтобы не раскрывать секретную разработку, очевидцам сказали, что пилот успел выпрыгнуть из биплана с парашютом, умолчав о том, что ВВС США тогда вообще не располагали парашютами.

Успешность следующих полетов определялась переменным везением — аппарат вел себя непредсказуемо. Из 24 полетов удовлетворительными были только 7. Вводить в эксплуатацию эмоциональное «крылатое создание» не торопились — военные боялись, что торпеда может случайно спикировать на войска союзников. Сомнительная надежность ракеты так и не позволила использовать ее во времена Первой мировой войны, однако ее устройство послужило базой при проектировании более совершенных управляемых ракет и радиоуправляемых дронов.