Почему СССР отказался от сверхзвуковых дронов-камикадзе

История самолета-снаряда Ту-121 хорошо показывает взлет и падение этого класса военных летательных аппаратов.
Почему СССР отказался от сверхзвуковых дронов-камикадзе
В общественном достоянии
В пятидесятых годах существовал единственный способ сбросить ядерный боезапас на города противника – бомбардировщик, оснащенный атомными бомбами свободного падения.

Минус такого способа понятен – бомбардировщику трудно прорваться через систему ПВО. Это было время, когда возможность создания баллистических ракет все еще была под вопросом. Поэтому в СССР решили параллельно работать над альтернативой – беспилотными сверхзвуковыми дронами, оснащенными ядерной боеголовкой.

В Советском Союзе аппараты этого класса получили название «самолет-снаряд».

Работу над ними параллельно вели все основные авиационные КБ СССР: Мясищева, Ильюшина, Лавочкина, Туполева и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-121

Туполевский беспилотник – хороший пример самолета этого класса. Зная, как выглядит и как устроен Ту-121, можно получить примерное представление обо всех остальных.

Под беспилотную тематику в ОКБ Туполева в 1956 г. был выделен отдел «К», который возглавил сын главного конструктора Алексей Туполев. Конструкторы выбрали «умеренную» концепцию – сверхзвуковой самолет с относительно невысокой скорость 2,5-2,6М и дальностью до 4000 км – достаточно, чтобы долететь до Западной Европы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет-снаряд Ту-121 фото
Самолет-снаряд Ту-121
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оснащался дрон турбореактивным двигателем с небольшим ресурсом и двумя пороховыми ускорителями, которые вскоре после старта отстреливались. Далее он набирал крейсерскую высоту, на которой был недоступен для перехватчиков.

Спутниковой навигации в то время не было, поэтому Ту-121 оборудовали инерциальной навигацией с астрокоррекцией.

Куда исчезли дроны-камикадзе

Из всех советских самолетов-снарядов Ту-121 в итоге оказался одним из самых проработанных проектов. Туполевцы изготовили несколько опытных образцов и совершили полдесятка успешных пробных запусков, успели разработать мобильную пусковую установку и разработать чертежи на более крупную межконтинентальную версию Ту-123.

Ту-121 фото
Ту-121
В общественном достоянии

Однако к тому времени ракетчики уже были готовы начать серийное производство ядерных ракет класса «земля-земля» и «воздух-земля» различной дальности. А поскольку ракеты менее уязвимы для систем ПВО, то работу над самолетом-снарядом Ту-121 свернули в 1960-м.

После этого, впрочем, работу над беспилотниками не прекратили, а направили в другую сторону: проекты Ту-121 и Ту-123 легли в основу будущих сверхзвуковых беспилотных самолетов-разведчиков.