Рыцари шланга и воронки: необычный факт о летающих танкерах, который вы вряд ли слышали

Подстыковка заправляемого самолета – настолько тонкая операция, что даже умная электроника пасует. В 21 веке экипажу самолета-заправщика приходится делать это вручную.
Рыцари шланга и воронки: необычный факт о летающих танкерах, который вы вряд ли слышали
(c) US Air Force
Начиная с 2019 года, ВВС США начали заменять устаревающие самолеты-заправщики KC-135E Stratotanker на новые KC-46A Pegasus.

Ключевым отличием нового летающего танкера стала система удаленного управления заправочной стрелой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В KC-135E оператор топливозаправочного оборудования перед заправкой ложился на живот в хвостовой части и через окошко вручную управлял штангой, подводя ее к заправляемому самолету.

Кабина экипажа KC-46 фото
Кабина экипажа KC-46
(c) Fosters.com

В новом KC-46 все действия выполняются из кабины. Стрела оборудована 3D-камерами, системой инфракрасного видения и панорамными датчиками-сонарами. Звучит круто, но на практике видеосистема, которая должна была обеспечить дозаправку в воздухе в любых условиях, даже ночью и при плохой погоде, оказалась с изъяном.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Солнце помешало

Любой, кто пробовал снимать видео цифровой камерой, знает, что электроника реагирует на изменение яркости с задержкой: когда на объектив попадает прямой солнечный свет, экран заливает белый свет – происходит «засветка».

Не стала исключением и цифровая видеосистема, разработанная Collins Aerospace для летающего топливозаправщика. Когда в 2019 году военные получили первый экземпляр нового самолета, они обнаружили, что в солнечную погоду видеосистема буквально слепнет, слишком медленно подстраиваясь под переходы от солнца к тени и назад.

KC-46A Pegasus and F-16 fighter
(c) National Defense Magazine
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработчику самолета Boeing и создателю видеосистемы Collins Aerospace пришлось приложить дополнительные усилия, и ситуация улучшилась, но решение проблемы заняло около четырех лет. Лишь в ноябре 2023-го военные сообщили, что довольны тем, как работает система цифрового зрения.

Российские заправщики

В отличие от американских летающих танкеров, в нашем Ил-78 для перекачки топлива используются не жесткие стрелы, а гибкие шланги. Как именно происходит процесс стыковки и есть ли с этим трудности, мы не знаем.