Зачем самолеты делают бочку: 5 полезных функций «бесполезной» фигуры высшего пилотажа

На взгляд обычного человека бочка – полный оборот вокруг своей оси – чистая показуха, увидеть которую можно разве что на авиашоу. Впечатление обманчиво: летчики нашли массу практических применений для простого (на вид) маневра, только применяются они не в рутинной практике.
Зачем самолеты делают бочку: 5 полезных функций «бесполезной» фигуры высшего пилотажа
(c) NASA
Об одном применении вы наверняка уже догадались – конечно, фигуры высшего пилотажа используются при обучении начинающих пилотов.

Во время их выполнения курсанту приходится одновременно работать несколькими органами управления – штурвалом, педалями, закрылками и тягой мотора. Сложность высшего пилотажа заставляет мозг быстрее усваивать навыки управления на уровне автоматизма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взять ту же бочку: она лишь на вид кажется простой. Зацените, насколько сложные манипуляции приходится проделать пилоту для выполнения «классической» бочки:

  • взять штурвал на себя, чтобы задрать нос самолета на 10-15°,

  • после этого наклонить штурвал вбок, сваливая самолет на одно крыло,

  • когда крен достигнет 45°, отклонить штурвал от себя, чтобы самолет не свалился в пике,

  • в положении «на ноже» (когда одно крыло смотрит вниз), верхней педалью удержать нос выше линии горизонта,

  • в перевернутом положении поставить педали нейтрально,

  • затем надавить вторую педаль, когда самолет встанет «на нож» другим крылом вниз,

  • наконец, когда крен уменьшится до 30°, перевести штурвал в положение на себя, корректируя изменение высоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Як-52 самолет учебно-тренировочный
Вспомните, как вы в автошколе учились манипулировать рулем, коробкой передач и тремя педалями, и вы поймете трудности начинающего пилота.
(c) Игорь Двуреков | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомните, как вы в автошколе учились манипулировать рулем, коробкой передач и тремя педалями, и вы поймете трудности начинающего пилота. Если уж он справится с этим маневром в авиашколе, то точно не перепутает педали в обычном полете.

Испытания новых самолетов

Исполнение фигур высшего пилотажа создает большие нагрузки на сам самолет. Поэтому их применяют для испытания новой техники – даже такой, которой в жизни выполнять их не придется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 777X выполняет неполную бочку на Дубайском авиашоу
Boeing 777X выполняет неполную бочку на Дубайском авиашоу этого года.
(c) Airlive

На авиашоу выполнение этой фигуры на больших гражданских самолетах позволяет производителю блеснуть их надежностью. То, что во время маневров плоскости не отваливаются и самолет не сваливается в штопор, является демонстрацией хорошего запаса прочности и устойчивости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Варианты боевого применения

Александр Покрышкин, летчик-истребитель, трижды герой Советского Союза фото
Александр Покрышкин, летчик-истребитель, трижды герой Советского Союза.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рассказывают, что однажды знаменитый советский ас Александр Покрышкин следил за учебным боем неопытных пилотов. Один из них сел на хвост другому, а тот сделал бочку в попытке оторваться от противника. При этом он ушел ниже и потерял скорость, в результате поменявшись местами с оппонентом. Покрышкин и другие советские пилоты взяли этот прием на вооружение, назвав его «кадушкой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Два варианта фигуры высшего пилотажа «кадушки» в воздушном бою
Два варианта «кадушки»: с уходом вверх и вниз.
(c) US Navy

Независимо от них летчики-истребители других стран тоже пришли к этому приему. Нередко получалось, что в воздушном бою сходятся два пилота, оба владеющие этим приемом. Когда один из них применяет кадушку, второй парирует, выполняя тот же маневр. Серия таких взаимных кадушек в авиации получила название «вращающихся ножниц» (rolling scissors).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если же преследуемый летчик закладывал крутой вираж, атакующий мог выполнить бочку в соединении с крутым разворотом и горкой, и таким образом сохранить положение сзади.

Британские пилоты, летавшие на Supermarine Spitfire, совмещали пикирование с полубочкой
Британские пилоты, летавшие на Supermarine Spitfire, совмещали пикирование с полубочкой, чтобы не дать двигателю заглохнуть.
Соцсети

Другим примером служит маневр, который применяли пилоты британских истребителей Supermarine Spitfire в силу одной технической особенности своих самолетов. Уходя в пикирование, они клали самолет на крыло и выполняли полубочку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объясняется это тем, что моторы Rolls-Royce Merlin английских истребителей оснащались топливной системой с карбюратором – в отличие от «Мессеров», которые уже могли похвастаться системой прямого впрыска. Карбюратор не может работать в невесомости или в перевернутом положении, поэтому при пикировании, когда самолет на время оказывается в невесомости, двигатель может заглохнуть. Выполняя переворот, англичане компенсировали потерю гравитации.