Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна»
![Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна» Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/754/7541de9883e70aa0c0cd94cb9df41fe6_ce_720x480x0x30_cropped_510x340.webp)
В последние сутки в ряде источников появились сведения, что уникальное судно могло получить повреждения во время атаки дронов. На текущий час Минобороны России не подтвердило и не опровергло эту информацию.
Идея спасателя подводных лодок взята у немецкого флота
Предложил ее один из лучших офицеров-подводников российского флота, капитан субмарины «Кефаль» Василий Меркушов. От коллег, принимавших закупленные в Германии подводные лодки, он знал, что немцы построили корабль «Вулкан», и имел примерные сведения о его конструкции.
Идею Меркушова посчитали здравой и в 1915 году российский «аналог» был достроен, введен в состав флота и окрещен «Волховъ». Свое нынешнее имя «Коммуна» он получил в 1922-м.
Самый старый военный корабль мира – катамаран
Его два корпуса соединяются в носовой и кормовой части, а в середине между ними зияет проем. Над ним возвышаются четыре крановые фермы: такая конструкция позволяет «Коммуне» вставать над затонувшим объектом и поднимать его без угрозы опрокидывания. В правом и левом корпусах находятся два дизельных двигателя. В экипаж корабля входит команда водолазов.
![Спасательное судно «Коммуна» Спасательное судно «Коммуна»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b32/b32ee43c050df2213724e0081aa2e5ed_cropped_500x350.webp)
Вот как описывает подъем затонувшей подлодки Б-9 «Рабочий» Константин Золотовский, военный водолаз и писатель:
«И сразу заработали лебедки на "Коммуне", специальном судне для подъема лодок. Пришли в движение мощные гини. Многострунные тросы, продетые под днище "Девятки", вздрогнули и, натянувшись, медленно поползли вверх. Высокая многоэтажная "Коммуна" огрузла и глубоко вдавилась в воду.
– Вира сильней! — повторил боцман.
«Коммуна» задрожала и подпрыгнула. Это «Девятка» оторвалась от грунта.
Водолазы придвинулись к борту. Наконец под водой, отливая сталью, мелькнула большая сигарообразная тень. Еще не веря своим глазам, смотрели они сквозь воду на ржавую спину лодки, на погнутый конец перископа, на тросы — на все то, что они не раз освещали в глубине Балтики своими тусклыми лампочками. Дружное «ура» раскатилось по морскому простору и эхом отдалось в далеких берегах».
![Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной». Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной» фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/af3/af39b1ab7fdb74f551410ed5c2377d69_cropped_510x332.webp)
Защита от коррозии – причина долголетия
При постройке детали корпуса «Коммуны» подвергались воронению – сталь покрывается пленкой оксидов, защищающей ее от появления ржавчины.
Существует миф, что корабль был сделан из особой стали, рецепт которой знали только на российскому Путиловском заводе – «путиловской». Однако специалисты Госархива ВМФ не подтверждают ее: спасательное судно делалось из традиционной мартеновской стали.
![Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г. Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г. фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/b5e/b5eb82eb9425563995c3f5a0f7fbbbef_cropped_510x354.webp)
За время службы «Коммуна» подняла сотни затонувших объектов
Причем не только подводные лодки. «Коммуна» поднимала торпедные катера, самолеты и даже грузовики, ушедшие под лед во время работы «Дороги жизни» на Ладожском озере.
Сразу после принятия в строй «Коммуна» начала функционировать в качестве плавучей базы подводных лодок, заряжая их аккумуляторы, пополняя запасы, выполняя текущий ремонт.
![Плавбаза подводных лодок «Коммуна» Плавбаза подводных лодок «Коммуна»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7fe/7fe42423f634afd3b1d922699706b317_cropped_510x375.webp)
А ее первой спасательной операцией стал подъем лодки АГ-15 «Единорог» в 1917 году.
![Подъем АГ-15 Подъем АГ-15 спасательным судном «Коммуна»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d46/d466b2ad2febb7e54d2594b027df5ece_cropped_510x331.webp)
Дальше больше: за годы Гражданской войны спасатель поднял 6 подводных лодок, работал в межвоенные годы, спасая севшие на мель суда и совершившие вынужденную посадку в открытом море гидросамолеты. В годы Великой Отечественной войны он вновь служил в качестве плавбазы подлодок типа «Малютка» — маленькие субмарины ее огромные краны могли даже поднять из воды для докования.
Наиболее интенсивно он использовался после Великой Отечественной войны, расчищая фарватеры от затопленных кораблей.
В 1950-1951 годах «Коммуна» прошла капремонт и модернизацию в Бельгии, затем уже в наши дни вторично была модернизирована, причем в ее состав был введен глубоководный исследовательский спасательный аппарат. Если изначально она могла поднимать объекты с глубины не более 55 м, то сейчас может проводить работы на глубине до 3 км.