Статью можно прослушать

Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны

За военные годы Советский Союз получил почти 15 000 американских самолетов, в основном истребителей и транспортных машин. Естественно, вермахт пытался помешать этим поставкам, но наша страна сумела найти путь, который для немецких подлодок и самолетов-охотников был недостижим. А вы уже догадались, где он проходил?
Рома Назаров
Рома Назаров
Сталинская трасса: как самолеты перегоняли из Америки в СССР в годы Второй мировой войны
USAAF
Послушать текст
Почти 15 тысяч самолетов были поставлены в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

Перед тем, как читать дальше, попробуйте угадать, где проходил секретный маршрут их перегонки. Выбирайте ваш вариант и смотрите, как думают другие читатели.

Какой авиамаршрут называли "Сталинской трассой"?
Через Шпицберген в Мурманск
Через Сахару в Самарканд
Через Аляску и Чукотку в Красноярск

В реальности, задействованы были все три маршрута, хотя третий стал основным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бомбардировщики Douglas A-20 Havoc, ожидающие переправки в СССР фото
Бомбардировщики Douglas A-20 Havoc, ожидающие переправки в СССР.
USAAF
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Северный и южный атлантические маршруты

Согласно Национальному музею ВВС США, около половины из всех самолетов были доставлены морем через Северную Атлантику или переправлены в СССР через Южную Атлантику и далее Северную Африку.

Эти пути в основном использовали в первый год войны, самый трудный для Советского Союза, еще не успевшего перестроить промышленность на военный лад и остро страдавшего от нехватки техники. Однако оба пути имели серьезные недостатки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Североатлантический маршрут подвергался атакам немецких подводных лодок и самолетов. Немало американской техники так и не добралось до Мурманска, погибнув в Атлантике.

Транспортный корабль ленд-лиз старое фото
lend-lease.net

На африканском маршруте опасностью был песок Сахары: из-за него срок службы двигателей и других компонентов самолетов резко сокращался.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
бомбардировщик b-24 в песках сахары
USAAF
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда был выбран маршрут, страшивший неприветливостью природы и неосвоенностью ландшафта, но лишенный других недостатков – через Аляску в Сибирь.

АлСиб, он же «Сталинская трасса»

С осени 1942 года и до конца войны этим путем было переправлено почти 8000 самолетов. Перегонку начинали пилоты Командования воздушного транспорта США. В местечке Грейт-Фолс в штате Монтана их сменяли советские летчики, далее летевшие в Ном на Аляске и далее в Сибирь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Bell P-39 Aerocobra в аэропорту Ном на Аляске фото
Истребитель Bell P-39 Aerocobra в аэропорту Ном на Аляске.
The Aviation Geek Club

До того авиасообщения по такому маршруту не существовало, поэтому трассу пришлось создавать с нуля. Советские специалисты изучили несколько маршрутов и выбрали путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска, пишет блог bepowerback.

15 полярных аэродромов

Оборудование для промежуточных аэродромов доставляли по Северному морскому пути пароходами, летом 1942 года, пишет автор. Ни порта, ни причалов не было: грузы разгружали по 16-18 часов в сутки, пока позволял свет, заходя в холодную воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно было построить 15 аэродромов: 5 основных и 10 запасных. Запасные предназначались на случай поломки, плохой погоды или нехватки бензина. Часть аэродромов располагались на льду рек и озер, включая аэродромы на Анадырском лимане и Тюнгюлю под Якутском.

Сложнее всего дался аэродром в чукотском местечке Уэлькаль – первый после Берингова пролива.

Общая протяженность трассы от Фербенкса до Красноярска достигала 6500 км.

Для пилотов АлСиб был, пожалуй, посложнее Сахары: мороз до -45°C, страх безлюдья и полной оторванности от цивилизации, неустойчивая морская погода. Несладко было и механикам: ангаров на аэродромах не было, поэтому работали на открытом воздухе, заправляя и обслуживая самолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Потерпевшая аварию «Аэрокобра» на ВПП аэропорта ном ленд-лиз
Потерпевшая аварию «Аэрокобра» на ВПП Нома.
USAAF

(Не)Забытая трасса

Несмотря на то, что маршрут проходил далеко от европейского военного театра, его старались держать в секрете: не ровен час, немецкие союзники, имперская Япония, захочет помешать ленд-лизу.

И после войны о ней не рассказывали, постаравшись предать забвению: в годы Холодной войны в СССР не любили вспоминать о помощи союзников. Тем не менее, часть аэродромов продолжили работать и после войны, принося пользу для развития Крайнего Севера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В местах, где были аэродромы, позже установили несколько памятников строителям и летчикам фото
В местах, где были аэродромы, позже установили несколько памятников строителям и летчикам.
Соцсети

Радует, что сейчас в России есть энтузиасты, которые пытаются восстановить эту главу истории. К 80-летнему юбилею ВОВ их группа объехала почти все аэродромы «Сталинской трассы». Они искали сохранившиеся сооружения, общались с сотрудниками музеев и историками, оленеводами и полярниками. В горах и тундре до сих пор можно найти остатки разбившихся «Аэрокобр» и «Мустангов».

Энтузиасты намерены выпустить фильм, посвященный трассе, пишет блогер. Я скрестил пальцы за их успех.