От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР

Менее чем за 30 лет советские кораблестроители прошли путь от 80 км/ч до 500 км/ч. Что стимулировало рост скоростей и какие рекорды ставили советские моряки на воде, под водой и над водой – собрали самое интересное.
Рома Назаров
Рома Назаров
От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР
В общественном достоянии
Содержание

Заметили ошибку или знаете другие, еще более быстрые корабли? Напишите нам в редакцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Голубой крейсер»

В морской истории самыми быстрыми надводными кораблями водоизмещающего типа – не использующими динамические подъемные силы – были и остались лидеры эскадренных миноносцев. По морской доктрине, модной в 1930-е годы во многих странах, они должны были выводить свои эсминцы в атаку и охранять их от вражеских.

лидер ташкент голубой крейсер
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В СССР такие корабли тоже строили. Впрочем, самым быстрым из них стал лидер «Ташкент», построенный в Италии и на испытаниях развивший 43,5 узла (80,6 км/ч), получивший на флоте прозвище «Голубой крейсер» за необычную голубую средиземноморскую окраску. «Ташкент» поступил на службу в 1939 году, а погиб уже в 1942-м от взрыва авиабомбы, но успел заслужить боевую славу.

«Золотая рыбка»

В 1968 году была спущена на воду единственная атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар». Для кораблестроителей это был двойной эксперимент: первая в мире подводная лодка, способная выпускать крылатые ракеты из подводного положения, а также первая с титановым корпусом. На ее создание ухлопали столько средств, что она быстро получила прозвище «Золотая рыбка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
подводная лодка золотая рыбка
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В историю она вошла в первую очередь за феноменальную быстроту. При проектной скорости 38 узлов, она на испытаниях развила 44,7 узла, а неофициально даже 44,85 (83,2 км/ч) – непобитый рекорд для субмарин. Однако в жизни такая скорость оказалась почти бесполезной: на полном ходу лодка так шумела, что этим полностью себя выдавала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подводные крылья: «Сокол»

Тем временем, атомные подлодки «потенциальных противников» тоже становились все быстроходнее, и традиционные противолодочные корабли уже не были способны угнаться за ними. В ответ на проблему в СССР создали серию малых противолодочных кораблей на подводных крыльях.

противолодочный корабль проект 1141
Wikipedia

Самым быстрым из них стал экспериментальный МПЛК проекта 1141 «Сокол». На испытаниях в 1973 году он развил 67 узлов (124,2 км/ч). Последовавшие за ним серийные противолодочные КПК были чуть тихоходнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воздушная подушка: «Зубр»

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» держит двойной рекорд: это крупнейшее в мире судно на воздушной подушке в мире (СВП) и, по-видимому, самое быстрое из отечественных СВП: его скорость на спокойной воде достигает 60 узлов (111,2 км/ч).

малые десантные корабли зубр
Mil.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Каспийский монстр»: абсолютный рекорд

Экранопланы хотя и похожи на гидросамолеты, условно считаются кораблями. В советские годы в ЦКБ по СПК под руководством главного конструктора Ростислава Алексеева были созданы крупнейшие и самые быстрые экранопланы в мире.

экраноплан корабль-макет
Techinsider.ru

Самым известным стал экспериментальный «корабль-макет» (КМ), западными экспертами окрещенный «Каспийским монстром». Спущенный на воду в 1966 году, он весил с полной загрузкой 544 тонны, оснащался 10 турбореактивными двигателями и развивал скорость до 500 км/ч, а по другим источникам даже 650 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собирая материал для этой статьи, я сам был удивлен: я не ожидал, что все корабли в подборке рекордов окажутся военными. Даже КМ строился на средства ВМФ с прицелом, что за ним последуют десантные и ракетные экранопланы. Что поделаешь: именно требования боевого превосходства часто движут прогресс в технике.

Быстроходные гражданские корабли тоже создавались. Взять хотя бы волжские речные лайнеры – гонка скоростей между судовладельцами началась в дореволюционные годы и продолжилась в советские времена. Построенный в 1934 году для правительства на заводе «Красное Сормово» роскошный круизный пароход (сейчас мы бы назвали его яхтой) «Максим Горький», стал самым быстрым речным судном в стране, развившим 35 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
пароход Максим Горький
Максим Горький
Mike1979 Russia - Wikipedia

После войны Советский Союз достиг еще большего прогресса с мирными СПК. По рекам ходили сотни «Ракет» и «Метеоров», а самым быстрым стал опять же экспериментальный пассажирский теплоход «Буревестник», развивавший на маршруте скорость 95 км/ч. Он же стал самым быстрым речным пассажирским кораблем в СССР и, возможно, во всей мировой истории техники. Хотите узнать больше – читайте статьи по следующим ссылкам.