Статью можно прослушать

Арктика вместо папуасов: удивительные приключения летающей лодки в СССР

PBY Catalina, без сомнения, самый знаменитый гидросамолет в мире. Были времена, когда половина летающих лодок в мире принадлежали к этому типу, а в Советском Союзе он был основной машиной этого типа и даже выпускался у нас. Появился он в СССР в результате курьезной истории.
Рома Назаров
Рома Назаров
Арктика вместо папуасов: удивительные приключения летающей лодки в СССР
US Navy
Послушать текст
Содержание

Историки авиации до сих пор считают Consolidated PBY Catalina самой удачной летающей лодкой всех времен. Фактически, в 1940-х годах этих машин было построено столько же, сколько всех остальных гидросамолетов вместе взятых. На «Каталинах» летали и воевали морские пилоты на всех континентах, от Арктики до Австралии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Феноменальная популярность объясняется революционной конструкцией – авиаконструкторы Consolidated заложили столько новшеств, что на самолет был получен патент.

Спустя годы проявилось второе достоинство – живучесть и долговечность. Удивительно, но из 3 тысяч выпущенных когда-то машин около сотни продолжают летать по сей день.

PBY Catalina тушит пожар
Немало PBY Catalina, выпущенных еще во времена Второй мировой войны, до сих пор работают, в том числе в пожарной авиации.
US Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GUBA попадает в СССР и ищет пропавшего летчика

Вскоре после создания военной PBY фирма разработала гражданский вариант, назвав его GUBA. Первый проданный экземпляр за номером 28-1 купил исследователь Ричард Эрчболд под цели экспедиции в труднодоступные районы Новой Гвинеи.

Затем последовал неожиданный поворот. Пока самолет готовили летом 1937 года, над Арктикой пропал экипаж советского летчика Леваневского, совершавший трансконтинентальный перелет. Правительство СССР, искавшее подходящую машину для спасательной операции, убедило Эрчболда отдать 28-1.

Самолет Сигизмунда Леваневского ДБ-А фото
Самолет Сигизмунда Леваневского ДБ-А
SDASM
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так вместо Океании летающая лодка попала во льды. И хотя операция по спасению не удалась, GUBA осталась в СССР и понравилась советским специалистам. Правительство закупило еще три машину у Consolidated с лицензией на производство машины. Два из купленных самолетов стали эталонами на авиационном заводе №31 в Таганроге.

Судьба первой советской «Каталины»

GUBA 28-1 так и осталась в СССР. Летающая лодка погибла в годы Великой Отечественной: в 1942 году ее, стоящую на якоре на базе на Новой Земле, расстреляла немецкая субмарина. Ее последней миссией перед гибелью стала доставка американского военно-морского атташе в Советский Союз.

pby catalina американских ВМФ
US Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рождение советской PBY

Выпускавшаяся в нашей стране версия получила обозначение ГСТ в вооруженном военном варианте и МП-7 в гражданском. Она несколько отличалась от зарубежных. Под советские двигатели М-62ИР изменили форму мотогондол, а под отечественные пулеметы ШКАС – конструкцию кабин стрелков. Примечательно, что наши самолеты были чуть быстрее зарубежных, с максимальной скоростью 329 км/ч против 283-320 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
гидросамолет ГСТ
Фотоархив Петра Заики
ГСТ – Гидросамолет Транспортный

Двигатели – радиальные М-62ИР (1000 л.с.), М-87А (950 л.с.) или М-88 (1100 л.с)
Стрелковое вооружение – четыре 7,62-мм пулемета ШКАС
Максимальная скорость – 329 км/ч
Дальность полета – 4500 км
Взлетная масса – 12 000 кг
Практический потолок – 5500 м

Подвиг летающей лодки

По разным данным, за короткий период перед Великой Отечественной войной успели сделать то ли 27, то ли 150 машин обоих отечественных типов. С началом боев производство прекратилось, а на уже сделанные самолеты легла тяжелая нагрузка. Черноморские ГСТ вели разведку, долетая до Румынии и Болгарии, выполняли ночные бомбардировки и перевозку людей и грузов, снабжали крымских партизан. На Севере они патрулировали море. Дожившие до конца войны экземляры можно было пересчитать по пальцам одной руки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
гидросамолет ГСТ готовят к полету
SDASM

Затем начались поставки оригинальных PBY из США. Они вели противолодочное патрулирование и ледовую разведку. Более 100 единиц дожили до конца войны и остались основным типом гидросамолетов советской морской авиации вплоть до 1952 года. Лишь в 1957-м последняя советская Catalina перестала летать.