Камикадзе, граффити и 80-летние консервы: в США отсканировали авианосец времен ВОВ со всеми артефактами

Создание цифровых 3D-двойников исторических кораблей стало новейшим трендом в музейном деле. Но до сих пор историкам не выпадала возможность сделать подробнейшую копию 265-метрового стального колосса.
Рома Назаров
Рома Назаров
Камикадзе, граффити и 80-летние консервы: в США отсканировали авианосец времен ВОВ со всеми артефактами
Intrepid Museum — Wikipedia
Содержание

Цифровые двойники старинных судов — это новый тренд в технической истории. Благодаря этому, сейчас из любой точки мира можно прогуляться в виртуале по судну, посетив даже те места, куда посетителей не пускают — в трюм, или забраться на верхушку мачты. А сами музейные работники получают крутой инструмент для сохранения и реставрации корабля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авианосец времен Второй мировой

Прибавление этого семейства — американский авианосец Intrepid, построенный в 1943 году и ныне превращенный в музей. Он принадлежит к классу Essex: за годы войны было построено 24 корабля этого класса, из которых 4 сохранились до наших дней в качестве плавучих музеев. На них легла основная тяжесть морских сражений между Штатами и Японией в 1941-1945 годах.

авианосец интрепид историческое фото
U.S. Navy National Naval Aviation Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотоснимок весом в 14,7 терабайт

Когда во время пандемии COVID-19 корабль перестал пускать на борт туристов, его сотрудники решили использовать простой с пользой. С помощью фирмы FARO Technologies, специалиста по лазерному сканированию, они сделали полную цифровую модель авианосца снаружи и изнутри с миллиметровой точностью. Архив весит 14,7 терабайт и состоит из миллиардов координатных точек, охватывая каждый уголок этого огромного военного корабля, включая помещения, в которые никто не заходил уже несколько десятилетий, сообщает NewsBreak со ссылкой на Military.com.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начиная работу, никто в команде не понимал, за какую титаническую работу они берутся, вспоминал Крис Малансон, менеджер проекта цифровой модели со стороны музея. По размеру Intrepid — как небоскреб, положенный на бок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сначала архитекторы музея хотели лишь отсканировать одну палубу на пробу, но коронавирус изменил планы. Для них мировая эпидемия стала счастливым случаем.

авианосец Intrepid во вьетнамском походе, 1966 год
Intrepid во вьетнамском походе, 1966 год.
V.O. McColley - U.S. Navy

Как сканировали авианосец

Цифровые копии реальных объектов делают с помощью лидаров — лазерных дальномеров, — установленных на триподах. Внутри прибора есть лазером и быстро вращающаяся система зеркал, позволяющая направить луч в любую точку пространства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из каждой позиции снимают приблизительно два миллиона координатных точек. После этого лидар нужно перенести в соседнее помещение. Затем делается наложение двух сканов, и по общим точкам компьютер «сшивает» единый трехмерный снимок.

В современных сканерах лидар дополнен цифровой фотокамерой, что позволяет к координатам добавить цвет и текстуру, создавая фотореалистичное изображение.

Сканировать авианосец оказалось невероятно сложно из-за обилия тесных пространств, сказала Айрен Рэдклифф, старший менеджер по развитию бизнеса FARO. Приходилось тащить тяжелые лидары, каждый из которых стоит $60 000, с палубы на палубу по отвесным трапам, затаскивать их через узкие люки в технологические помещения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
авианосец Intrepid подбирает экипаж космического корабля Gemini 3 в 1965 году.
Intrepid подбирает экипаж космического корабля Gemini 3 в 1965 году.
NASA

2 тысячи 18-летних парней

Уборку в помещениях корабля делать не стали, что максимально «сохранить человеческие истории», происходившие в стальных коридорах. Все личные вещи и даже мусор оставили на своих местах.

Учитывая, что из 2 000+ членов экипажа львиную долю составляли 18-летние срочнослужащие, открытия совершали любопытные. В отсеках историки натыкались то на мультяшных персонажей 1940-х годов, нарисованных членами экипажа на переборках, то на банку консервированной фасоли, пролежавшую десятилетия. На снимке проходит множество личных вещей разных времен, от Второй мировой до Вьетнамской войны (служба Intrepid завершилась в 1974 году). На чертежах такого не увидишь!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не меньше изумили историков оранжевые сталактиты, свисающие с алюминиевых стеллажей — результат коррозии при контакте алюминия со сталью. Обнаружив эти повреждения, музейная команда смогла их остановить.

застрявший в борту авианосца самолет
U.S. Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пять атак камикадзе

Заделанные пробоины — следы ремонта после боев — тоже отражены в цифровой копии. В феврале 1944 года японская торпеда заклинила руль Intrepid, и экипаж вернулся в Перл-Харбор при помощи импровизированного паруса из парусины и крышек люков. Ему досталось пять атак камикадзе, из которых самая серьезная была в ноябре 1944 года: два смертника атаковали его с разницей всего в несколько минут, убив десятки моряков на палубе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
моряки убирают застрявший в борту самолет японского летчика-смертника.
Экипаж убирает застрявший в борту самолет японского летчика-смертника.
US Navy

После Второй мировой войны авианосец был модернизирован: его оснастили наклонной полетной палубой, чтобы запускать реактивные самолеты. В 1960-х годах он победил другие авианосцы в гонке за право забрать из океана капсулы астронавтов миссий Mercury и Gemini. Во вьетнамских походах его авиакрыло установило рекорды по времени взлета, сообщает музей.