РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может ли пассажирский самолет выполнять фигуры высшего пилотажа?

Наверняка вы видели, как пилоты истребителей выполняют в небе сложнейшие манёвры, которые называются высшим пилотажем, но что мешает повторить эти трюки за штурвалом авиалайнера?
Может ли пассажирский самолет выполнять фигуры высшего пилотажа?
Pixabay

Как насчёт «Бочки» на авиалайнере? А история знала такие случаи...

Пилотажем принято называть пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение определённых фигур в полёте. Пилотаж осуществляется для обучения лётчиков маневрированию и выполняется как в спортивных целях, так и в боевых – для введения в заблуждение средств противовоздушной обороны или поражения противника. Пилотаж принято различать по степени сложности — на простой, сложный и высший, а также по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фигурой пилотажа называют движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, в ходе которого ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты – к примеру, многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.

К высшему относят, к примеру, «Кобру» или «Колокол». Но почему эти фигуры выполняют только на истребителях? Чем хуже пассажирские самолёты? Дело в том, что запрет на выполнение фигур высшего пилотажа и прочей воздушной акробатики прописан в руководствах по эксплуатации авиалайнеров. Их конструкция просто не рассчитана на это, а система управления блокирует любые опасные маневры, хотя теоретически некоторые фигуры выполнимы и на пассажирских самолётах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, авиалайнеры, создающие искусственную невесомость, выполняют «Горку» с углом пикирования до 45 градусов. Известны случаи, когда пилоты выполняли «Бочку» на пассажирских самолётах в нарушение инструкций: в 1955 году это сделал Элвин Джонстон на Boeing 707, а в 1980 году — Наиль Саттаров на Ту-154, за что в итоге был отчислен из ЦПК, отстранён от полётов и понижен в должности. Оба этих эпизода обошлись без каких-либо разрушений и жертв.

evminaev
evminaev 16 Августа 2021, 21:36
Чтобы выполнить кобру, надо иметь как минимум двигатели с управляемым вектором тяги, так как воздушные рули на такой скорости не эффективны. А для выполнения колокола приходится летать хвостом вперёд, а это грозит повреждением элеронов и рулей высоты при обратном обтекании, а также помпажем двигателей. Ну и топливная система не рассчитана на работу в столь необычном положении.
Иван Иванов
Иван Иванов 24 Февраля 2021, 21:43
Также в 1978 на Як-40 в Ханты-Мансийске.На 2-м витке бочки-разрушение плоскости.
Загрузка статьи...