Утонет ли самолет, если совершит вынужденную посадку на воду

История знает самые разные случаи. В одних самолет тонул в считанные секунды, в других оставался на плаву долгие часы. Результат во многом зависит от действий пилотов, бортпроводников и пассажиров.
Утонет ли самолет, если совершит вынужденную посадку на воду
Britannica
Содержание статьи

Вопрос в заголовке был задан однажды на сайте вопросов и ответов Quora. Категоричного ответа «да» или «нет» не дал ни один эксперт, поскольку варианты могут быть очень разными. Взять хотя бы следующие два происшествия с очень похожими авиалайнерами: в одном из них самолет утонул почти сразу, в другом выжил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Две вынужденные посадки: одинаковые условия, разные результаты

В 1996 году лайнер Boeing 767 авиакомпании Ethiopian Airlines вылетел из Аддис-Абебы в Найроби. В полете самолет был захвачен группой из троих человек: они потребовали, чтобы экипаж взял курс на Австралию. Топлива на столь длинный перелет в баках не хватило, и у побережья Коморских островов самолету пришлось сесть на воду. При посадке он накренился влево, крылом зацепил воду и разрушился. «Боинг» затонул в считанные секунды, а выжило всего несколько человек.

Ethiopian Airlines flight 961 crash
Teodor Negru | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спустя 13 лет вынужденную посадку на воду пришлось совершить экипажу Airbus A320 рейса 1549 US Airways, только что взлетевшему из аэропорта в Нью-Йорке. Когда самолет столкнулся со стаей диких гусей, оба двигателя заглохли, но экипаж умело посадил самолет на поверхность реки Гудзон. Лайнер остался на плаву, экипаж и пассажиры, включая несколько получивших ранения, успешно выбрались из него и были подобраны подоспевшими катерами и кораблями.

US Airways flight 1549 ditching
Teodor Negru | Quora
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, несколько часов спустя самолет все еще оставался на плаву, хотя и частично погрузился в воду. Его успешно выудили из воды, что очень помогло комиссии, проводившей расследование происшествия.

Что поддерживает самолет на плаву

Вы, наверное, уже догадались, что самое важное – чтобы самолет остался целым. Если он развалится, то потеряет герметичность. А поскольку металл и пластик, из которых он сделан, по плотности выше воды, то он неизбежно утонет.

Ditching of Boeing 737 in Niugini
DW
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем, сам по себе самолет имеет солидный запас плавучести. Хотя его фюзеляж и крылья не полностью герметичны, щели невелики, поэтому заполняется он водой медленно. Салон и вовсе герметичен. Кроме того, в нем есть немало герметичных емкостей – топливные баки, пневмосистемы, даже колеса с шинами.

Даже неповрежденный самолет может утонуть, если...

«Чудо на Гудзоне», как назвал это спасение губернатор штата Нью-Йорк, могло не произойти. Когда самолет оказался в воде, кто-то из пассажиров или стюардесс – кто именно, осталось неизвестным – открыл одну из задних дверей и салон начал заполняться водой. На фотографиях видно, как сильно он погрузился хвостовой частью.

US Airways Airbus A320 towed after ditching
The New York Times
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме этого, грузовые люки в нижней части фюзеляжа при ударе о воду сорвало, и грузовые отсеки заполнились водой. К счастью, дисциплина возобладала над паникой и другие входы остались закрытыми. Когда задняя дверь полностью погрузилась, заполнение салона водой остановилось. А в самом самолете все еще оставалось значительное количество загерметизированных полостей.

Дальнейшая эвакуация происходила через аварийные выходы – кстати, они не зря находятся над крылом и имеют небольшую высоту, это делается намеренно на случай посадки на воду.

Так что, если вам придется оказаться в подобной ситуации, не бросайтесь сразу к дверям и следите, чтобы другие пассажиры этого не сделали. Лучше всего дождаться, когда экипаж определит, какие выходы наиболее безопасны.
US Airways flight 1549 rescue
Greg L | Flickr