Статью можно прослушать

Ретрофутуризм: 4 самых необычных корабля, бороздивших моря в эпоху ар-деко

От автомобилей до поездов, 1930-е годы стали временем, когда в дизайне приветствовались самые безумные эксперименты.
Рома Назаров
Рома Назаров
Ретрофутуризм: 4 самых необычных корабля, бороздивших моря в эпоху ар-деко
Lakedale
Послушать текст
Содержание

Какие чувства у вас возникают при словах «Великая депрессия»? Уверен, что не самые светлые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художники с вами не согласятся. На мир искусства эта эпоха повлияла очень даже позитивно: украшательство уступило место практичной красоте. Декорации без функции ушли прошлое – так родился ар-деко, смелый, яркий и при этом минималистичный.

В появлении ар-деко сыграла свою роль авиация, показавшая изящество и важность обтекаемых форм. Формы самолетов заставили задуматься создателей автомобилей, паровозов (и даже пылесосов и будильников) над аэродинамикой.

«Кит»

Одним из самых влиятельных судовых дизайнеров всех времен считается Норман Бел Геддес. Карьера его началась с рекламных плакатов и декораций для Бродвея и Голливуда, затем он работал в Electrolux и IBM.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но бессмертным его имя сделал проект необычного пассажирского лайнера Whale («Кит»), который никогда не был построен, и все же стал иконой ретрофутуризма.

Maurice Goldberg — Whale
Maurice Goldberg
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таких судов мир еще не видел. Бел Геддес верил, что оно должно быть обтекаемым не только под водой, но и над ее поверхностью: угловатые формы таких лайнеров, как Titanic или Queen Mary, он презирал как фатальную ошибку. Его корабль формами напоминал кита или дельфина. Дизайнер тестировал свои модели в аэродинамической трубе, доказывая их превосходство над обычными пароходами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бел Геддесу очень понравились немецкие лайнеры Bremen и Europa, получившие катапульты для гидросамолетов. И добавил пару этих устройств в проект «Кита».
Бел Геддесу очень понравились немецкие лайнеры Bremen и Europa, получившие катапульты для гидросамолетов. И добавил пару этих устройств в проект «Кита».
Popular Science Magazine

«Кит» так и не был реализован в железе. Зато вдохновил других корабельных конструкторов, и за ним последовала череда проектов чуть более сдержанных, но все равно удивительных.

Kalakala

В 1935 году в Штатах спустили на воду паром Kalakala, выглядевший как космический корабль из фантастического фильма – первенец ар-деко в кораблестроении. Внутри все было так же стильно, плюс новый уровень простора и комфорта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Tacoma History — Kalakala
Tacoma History

Судно перевозило более 1 миллиона пассажиров ежегодно. Потом в 1967 году его превратили в плавучую консервную фабрику на Аляске. В 1980-х годах некий энтузиаст выкупил культовый паром, избавив от столь позорной участи, но не смог собрать средства на полноценную реставрацию. Так и ржавел он до 2015 года, после чего был распилен на металл – обидный исход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Admiral

Пятью годами позже одно из пароходств на Миссисипи с помпой представило еще один шедевр модерна. Глядя на Admiral, не поверишь, что это переделка из старого железнодорожного парома. Новый владелец сказал дизайнерам: «Удивите меня», – и те превратили старую лоханку в шедевр научной фантастики, при том рассчитанный на 4000 веселых пассажиров. Внутри был даже танц-пол на 2000 человек!

Capt. Jim Blum — Admiral
Capt. Jim Blum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Admiral стал богемным местом. Здесь выступали рок-музыканты Би Би Кинг, Muddy Waters, Fats Domino. Плавал он до 1979 года, а после этого, как и Kalakala, пережил долгий и мучительный конец – многократная смена владельцев, неудачные попытки собрать деньги на реставрацию – и, наконец, был сдан на слом в 2011 году.

Princess Anne

Создатели еще одного парома, спущенного на воду в 1936 году, тоже утверждали, что вдохновлялись концептом Нормана Бел Геддеса. Однако переварили его явно по-своему: получился брутальный силуэт, как у мощного локомотива.

«Принцесса» была не только одним из самых красивых и необычных паромов, но и одним из самых больших, вмещавшим десятки автомобилей, и при этом самых дорогих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Richard | Wiki Commons | Princess Anne
Richard | Wiki Commons

Пикантная деталь: при футуристичной внешности, в движение ее приводили архаичные паровые машины. Скажем спасибо, что его не стали делать колесным пароходом, а оснастили гребными винтами.

Служил он почти 30 лет. Как это часто бывало во второй половине 20 века, постаревший паром списали, но не стали создавать новый, а вместо этого построили мост и туннель.

Дальнейшая его судьба необычна. Судно, ставшее символов залива Чесапик-Бэй, затопили на глубине около 30 метров, и теперь оно служит дайверам-любителям, обожающим спускаться к нему.