Какие чувства у вас возникают при словах «Великая депрессия»? Уверен, что не самые светлые.
Ретрофутуризм: 4 самых необычных корабля, бороздивших моря в эпоху ар-деко

Художники с вами не согласятся. На мир искусства эта эпоха повлияла очень даже позитивно: украшательство уступило место практичной красоте. Декорации без функции ушли прошлое – так родился ар-деко, смелый, яркий и при этом минималистичный.
«Кит»
Одним из самых влиятельных судовых дизайнеров всех времен считается Норман Бел Геддес. Карьера его началась с рекламных плакатов и декораций для Бродвея и Голливуда, затем он работал в Electrolux и IBM.
Но бессмертным его имя сделал проект необычного пассажирского лайнера Whale («Кит»), который никогда не был построен, и все же стал иконой ретрофутуризма.

Таких судов мир еще не видел. Бел Геддес верил, что оно должно быть обтекаемым не только под водой, но и над ее поверхностью: угловатые формы таких лайнеров, как Titanic или Queen Mary, он презирал как фатальную ошибку. Его корабль формами напоминал кита или дельфина. Дизайнер тестировал свои модели в аэродинамической трубе, доказывая их превосходство над обычными пароходами.

«Кит» так и не был реализован в железе. Зато вдохновил других корабельных конструкторов, и за ним последовала череда проектов чуть более сдержанных, но все равно удивительных.
Kalakala
В 1935 году в Штатах спустили на воду паром Kalakala, выглядевший как космический корабль из фантастического фильма – первенец ар-деко в кораблестроении. Внутри все было так же стильно, плюс новый уровень простора и комфорта.

Судно перевозило более 1 миллиона пассажиров ежегодно. Потом в 1967 году его превратили в плавучую консервную фабрику на Аляске. В 1980-х годах некий энтузиаст выкупил культовый паром, избавив от столь позорной участи, но не смог собрать средства на полноценную реставрацию. Так и ржавел он до 2015 года, после чего был распилен на металл – обидный исход.
Admiral
Пятью годами позже одно из пароходств на Миссисипи с помпой представило еще один шедевр модерна. Глядя на Admiral, не поверишь, что это переделка из старого железнодорожного парома. Новый владелец сказал дизайнерам: «Удивите меня», – и те превратили старую лоханку в шедевр научной фантастики, при том рассчитанный на 4000 веселых пассажиров. Внутри был даже танц-пол на 2000 человек!

Admiral стал богемным местом. Здесь выступали рок-музыканты Би Би Кинг, Muddy Waters, Fats Domino. Плавал он до 1979 года, а после этого, как и Kalakala, пережил долгий и мучительный конец – многократная смена владельцев, неудачные попытки собрать деньги на реставрацию – и, наконец, был сдан на слом в 2011 году.
Princess Anne
Создатели еще одного парома, спущенного на воду в 1936 году, тоже утверждали, что вдохновлялись концептом Нормана Бел Геддеса. Однако переварили его явно по-своему: получился брутальный силуэт, как у мощного локомотива.
«Принцесса» была не только одним из самых красивых и необычных паромов, но и одним из самых больших, вмещавшим десятки автомобилей, и при этом самых дорогих.

Пикантная деталь: при футуристичной внешности, в движение ее приводили архаичные паровые машины. Скажем спасибо, что его не стали делать колесным пароходом, а оснастили гребными винтами.
Служил он почти 30 лет. Как это часто бывало во второй половине 20 века, постаревший паром списали, но не стали создавать новый, а вместо этого построили мост и туннель.
Дальнейшая его судьба необычна. Судно, ставшее символов залива Чесапик-Бэй, затопили на глубине около 30 метров, и теперь оно служит дайверам-любителям, обожающим спускаться к нему.
По материалам The Shipyard Blog.