Зачем на железной дороге необычные «одноглазые» светофоры: вы всегда хотели знать, но никто не мог объяснить

Встречаются они гораздо реже, чем обычные светофоры, так что если вы их замечали, можете гордиться своей наблюдательностью.
Зачем на железной дороге необычные «одноглазые» светофоры: вы всегда хотели знать, но никто не мог объяснить
(c) Wikimapia
Наверное, каждый человек (ну почти каждый) представляет себе, как выглядит типичный светофор на железной дороге.

У него здоровенный черный щит со скругленным верхним и нижним краем, два или четыре светильника – официально их меряют числом линз – и длииинные козырьки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме них, существует другой тип светофоров. Щит у них не скругленный, а в форме ромба, а линза всего одна. Столб, на котором находится такой светофор, иногда красят в белый цвет с черной полосой, вьющейся снизу вверх, как резьба, но он может быть и неокрашенным.

Заградительные

Всего существует два типа таких светофоров: заградительный светофор и повторительный. Отличить их просто: если столб полосатый, то вы, скорее всего, видите именно заградительный светофор.

заградительный светофор.
Если столб полосатый, то вы видите заградительный светофор.
(c) Зинькевич Ю. | Фотоэнциклопедия железных дорог
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие светофоры устанавливают перед переездами, стрелками, мостами и в других местах, где стоит будка с дежурным. Дежурный и управляет таким светофором, перекрывая движение поездов.

На заградительном светофоре может гореть запрещающий красный сигнал – или не гореть никакого. Случись необходимость очистить стрелки, или если на переезде застряла машина – дежурный включает этот светофор и выходит на рельсы делать свою работу.

Тормозной путь у поезда довольно длинный, поэтому часто заградительный светофор дублируют одним или двумя предупредительными, установленными несколько раньше – у них линза не красная, а желтая.

Повторительные

Если столб обычный серый, то перед вами повторительный светофор. Ставят их в таких местах, где какие-то препятствия загораживают от машиниста обычный маршрутный светофор – например, в изгибах рельсового пути – и работают такие приборы всегда в паре с основным светофором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Предупредительный светофор фото
Предупредительный светофор
(c) Railwayz.info

Чаще они бывают с зеленой линзой. Если на основном светофоре горит зеленый или желтый сигнал – и тот, и другой разрешают движение, но с разной скоростью, – то включается зеленый повторитель. Если на основном загорается запрещающий красный, повторитель просто гаснет.

Существуют также красные повторительные светофоры, которые загораются одновременно с красным огнем основного светофора, хотя на практике, насколько нам известно, их используют реже.