«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов

Что будет, если встретятся собачник с красноголовым, почему скотник никогда не поговорит со столыпиным и почему шарманка не играет – собрали самые смешные выражения из языка железнодорожников 19 века.
«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов
Neu-Zwei | Wikipedia
Содержание статьи

Об этих терминах мы знаем благодаря Алексею Вульфову, председателю Общества любителей железных дорог, поднявшему исторические документы и составившему этот экзотический словарик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бобка

В наши дни это устройство называется «башмак» – клин, который подкладывают под колеса на стоянке. В паровозные времена башмак держал при собе хвостовой кондуктор – кондуктор последнего вагона. Причем, как правило, башмак волокли за собой по земле на веревке, потому что руки кондуктора были заняты фонарями – ни дать ни взять собачник (кстати, кондуктора часто так и звали). Оттого и «бобка» – собачка.

Кондуктор поезда, историческое фото
Кольские карты
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Здесь Techinsider объяснял, почему кондуктор – это не то же самое, что проводник.

Дышло

Исходно это слово пришло из гужевой терминологии и означало тягу, соединяющую лошадь с телегой. На железной дороге то же слово означает рычаг, соединяющий цилиндры паровой машины и колеса – визуальное сходство налицо.

Жеребенок

Рядом с массивным дышлом крутится рычаг поменьше – кулисная тяга, задача которой синхронизировать открытие клапанов паровой машины с вращением колес. Бывшие конюхи, машинисты сравнили кулису с жеребенком, крутящимся около дышла мамки-кобылы.

Паровоз серии Л
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грызь

Грызью паровоз смазывали – это слово произошло от английского grease («жир»). По словам историков, термин этот пришел уже в 1930-х годах, когда появились мощные паровозы, такие как ФД.

Красноголовый

Начальники и дежурные по станции в Российской империи носили фуражки с красной тульей, за что и получили такое прозвище от подчиненных.

Медведь

«Пустить медведя» значило выпустить густой клуб дыма.

Могила

Хуже нет, чем плохой уголь, который отказывается гореть. «Могила», – презрительно отзывались машинисты и кочегары о таком топливе.

Мыши

Бывало, что уголь не настолько плох, чтобы совсем не гореть, но образует много шлака, из-за чего по его поверхности начинают бегать синие огоньки — «мыши».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помогала

Возможно, вы сами догадаетесь – ну конечно, это помощник машиниста. Самого машиниста, кстати, в позапрошлом веке называли «механиком». На английских железных дорогах до сих пор есть должность «главного механика» – топ-менеджера, отвечающего за весь подвижной состав и прочую технику.

Бригада паровоза ФД
В общественном достоянии

Пупок

Если рельсовый путь проходит по холмам, взобраться на пупок означало подняться на верхнюю точку. На спуске нужно было следить, чтобы поезд не разгонялся чрезмерно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скотник

Нет, речь не идет о крестьянине, перевозящем скот железной дорогой. Так называется ковш под передком паровоза, который в Штатах называли «скотосбрасывателем» (cowcatcher), а в России наших дней называется метельником.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Столыпин

В 1906 г. в России с подачи премьер-министра Петра Столыпина началась масштабная аграрная реформа. Отныне крестьяне могли получить свою землю без выкупных платежей. Так получилось, что ее начало совпало с постройкой Транссибирской магистрали и началом большого освоения Сибири.

Здесь Techinsider рассказывал о том, какую роль это переселение сыграло в истории России.

Столыпинский вагон
ЖЗИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специально под переселение крестьян были созданы простенькие вагоны, получившие название «столыпин».

Позже в этих вагонах стали возить заключенных, и название «столыпин» стали применять именно к таким вагонам.

Теща

На хвостовом вагоне поезда вешают красный кругляш – его-то и назвали «тещей». Видимо, голодным железнодорожникам он напоминал «тещины блины».

Упряжь

И снова лошадиные аналогии. «Упряжью» паровозники называли примитивную винтовую сцепку, что соединяла вагоны и локомотив до появления современных спецных устройств.

Шарманка

Так называли сундучок машиниста, который традиционно делали из металла.