«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов
![«Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов «Теща, бобка, грызь» и еще 12 необычных слов из жаргона машинистов паровозов](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fe3/fe3cf7e622b14f201975a4f29e327069_ce_1024x683x0x0_cropped_510x340.webp)
Об этих терминах мы знаем благодаря Алексею Вульфову, председателю Общества любителей железных дорог, поднявшему исторические документы и составившему этот экзотический словарик.
Бобка
В наши дни это устройство называется «башмак» – клин, который подкладывают под колеса на стоянке. В паровозные времена башмак держал при собе хвостовой кондуктор – кондуктор последнего вагона. Причем, как правило, башмак волокли за собой по земле на веревке, потому что руки кондуктора были заняты фонарями – ни дать ни взять собачник (кстати, кондуктора часто так и звали). Оттого и «бобка» – собачка.
![Кондуктор поезда, историческое фото Кондуктор поезда, историческое фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9f9/9f941fbcc0bf04ee9a9b92dea09d5143_cropped_300x459.webp)
Здесь Techinsider объяснял, почему кондуктор – это не то же самое, что проводник.
Дышло
Исходно это слово пришло из гужевой терминологии и означало тягу, соединяющую лошадь с телегой. На железной дороге то же слово означает рычаг, соединяющий цилиндры паровой машины и колеса – визуальное сходство налицо.
Жеребенок
Рядом с массивным дышлом крутится рычаг поменьше – кулисная тяга, задача которой синхронизировать открытие клапанов паровой машины с вращением колес. Бывшие конюхи, машинисты сравнили кулису с жеребенком, крутящимся около дышла мамки-кобылы.
![Паровоз серии Л Паровоз серии Л](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f4b/f4bd418bc83200e651b4d0cf92355a4f_cropped_510x340.webp)
Грызь
Грызью паровоз смазывали – это слово произошло от английского grease («жир»). По словам историков, термин этот пришел уже в 1930-х годах, когда появились мощные паровозы, такие как ФД.
Красноголовый
Начальники и дежурные по станции в Российской империи носили фуражки с красной тульей, за что и получили такое прозвище от подчиненных.
Медведь
«Пустить медведя» значило выпустить густой клуб дыма.
Могила
Хуже нет, чем плохой уголь, который отказывается гореть. «Могила», – презрительно отзывались машинисты и кочегары о таком топливе.
Мыши
Бывало, что уголь не настолько плох, чтобы совсем не гореть, но образует много шлака, из-за чего по его поверхности начинают бегать синие огоньки — «мыши».
Помогала
Возможно, вы сами догадаетесь – ну конечно, это помощник машиниста. Самого машиниста, кстати, в позапрошлом веке называли «механиком». На английских железных дорогах до сих пор есть должность «главного механика» – топ-менеджера, отвечающего за весь подвижной состав и прочую технику.
![Бригада паровоза ФД Бригада паровоза ФД](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f02/f02bdd3e34ab02ddcc3ca7881fe8f71b_cropped_510x340.webp)
Пупок
Если рельсовый путь проходит по холмам, взобраться на пупок означало подняться на верхнюю точку. На спуске нужно было следить, чтобы поезд не разгонялся чрезмерно.
Скотник
Нет, речь не идет о крестьянине, перевозящем скот железной дорогой. Так называется ковш под передком паровоза, который в Штатах называли «скотосбрасывателем» (cowcatcher), а в России наших дней называется метельником.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/200/200e4c370f92fcc8ef0c6418663fd42a_cropped_510x328.webp)
Здесь Techinsider больше рассказывал о том, зачем нужно это устройство. Спойлер: не для того, чтобы сбрасывать скот с путей.
Столыпин
В 1906 г. в России с подачи премьер-министра Петра Столыпина началась масштабная аграрная реформа. Отныне крестьяне могли получить свою землю без выкупных платежей. Так получилось, что ее начало совпало с постройкой Транссибирской магистрали и началом большого освоения Сибири.
Здесь Techinsider рассказывал о том, какую роль это переселение сыграло в истории России.
![Столыпинский вагон Столыпинский вагон](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c65/c65799a85f5026e9923064368e83ea5c_cropped_510x383.webp)
Специально под переселение крестьян были созданы простенькие вагоны, получившие название «столыпин».
Теща
На хвостовом вагоне поезда вешают красный кругляш – его-то и назвали «тещей». Видимо, голодным железнодорожникам он напоминал «тещины блины».
Упряжь
И снова лошадиные аналогии. «Упряжью» паровозники называли примитивную винтовую сцепку, что соединяла вагоны и локомотив до появления современных спецных устройств.
Шарманка
Так называли сундучок машиниста, который традиционно делали из металла.