3 самые странные и необычные профессии на железной дороге: спорим, вы засмеетесь

Нужно ли учиться, чтобы стать заталкивателем пассажиров? Закручивает ли главный механик главные гайки? Почему кондуктора просят нажать на тормоза, а не выдать билет?
3 самые странные и необычные профессии на железной дороге: спорим, вы засмеетесь
(c) CNN
Приз симпатий редакции забирает, конечно, осия – человек, который в часы пик заталкивает пассажиров в переполненные вагоны метро в Японии.

Не подумайте, что это работа для дебилов. Осия должен уметь поддерживать деликатность, вступая в физический контакт с пассажирами, и быть достаточно ловким и сноровистым. Все работники на этой должности носят форму метрополитена, включая белые перчатки, чтобы пассажиры не боялись, что им в спину упираются грязными руками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Осия
Название должности образуется глаголом «осу» (толкать) и суффиксом «я» (линия действия).
Соцсети

О ее существовании известно как минимум с 1960-х. Жители западных стран узнали о ней в 1964-м, когда осий запечатлели фотографы журнала Life во время Олимпиады в Токио. В те времена загрузка вагонов метро могла превышать 200% от штатной. Осии не только подталкивали пассажиров в спины, но и следили, чтобы их багаж не защемило автоматическими дверями, и помогали дверям закрыться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В последние годы метрополитен Японии более или менее справился с перегрузкой, поэтому данная должность постепенно становится редкостью, осии остались лишь на самых загруженных станциях.

Зато заталкиватели пассажиров появились в других странах, включая Китай, Германию, Испанию и США. В 2010 году метрополитен Шанхая использовал для этой цели волонтеров. А есть места, где они существуют на профессиональной основе.

Кондуктор

Мы привыкли кондуктором называть человека, который в вагоне автобуса, трамвая или электрички продает билеты пассажирам и выискивает безбилетников.

Смущают две популярные песни. Например, кондуктор в песне «Сиреневый туман» задерживает поезд, чтобы позволить певцу проститься с девушкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в знаменитой «Постой, паровоз» из кинофильма «Операция Ы» кондуктора просят «нажать на тормоза». Почему не машиниста? Только ли дело в том, что слово «кондуктор» лучше ложилось в строчку?

В песне «Постой, паровоз» из кинофильма «Операция Ы» кондуктора просят «нажать на тормоза».
В песне «Постой, паровоз» из кинофильма «Операция Ы» кондуктора просят «нажать на тормоза». Почему не машиниста?
Кадр из кинофильма "Операция Ы"

Дело в том, что в паровозные времена задачей кондукторов действительно было тормозить поезд. Сейчас тормоза во всех вагонах связаны в единую систему и управляются краном в кабине локомотива. Паровозы такой системой оборудованы не были, поэтому в каждом вагоне был отдельный человек, который по сигналу свистка на паровозе начинал крутить рукоятку, приводившую в движение тормоза вагона. Эти работники так и назывались – «тормозные кондукторы». Здесь Techinsider рассказывал, как это делалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Площадка кондуктора с рычагом тормоза фото
Площадка кондуктора с рычагом тормоза.
В общественном достоянии

Кроме этого, были еще хвостовые кондукторы и обер-кондукторы. Первые находились в заднем вагоне. Если поезд случайно расцеплялся в пути, то такой кондуктор должен был остановить отцепившиеся вагоны и принять меры, чтобы в них не врезался следующий поезд – здесь рассказ о том, как это делается.

А обер-кондуктор проверял, все ли пассажиры сели в поезд, все ли тормозные кондукторы заняли свои места, и сообщал об этом машинисту, а в пути выполнял роль контролера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный механик

Одна из самых старинных, эта должность появилась еще в первой половине 19 века и существует до сих пор на железных дорогах Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.

Главные механики, Великобритания
В 1847 году под их подготовку даже был создан отдельный Институт главных механиков, а возглавил его сам отец паровозов Джордж Стефенсон.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот специалист отвечает за подвижной состав – локомотивы и вагоны. Он определяет, какие локомотивы нужны и с какими характеристиками. Он же руководит всеми работами по поддержанию их технического состояния.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Должность главного механика сохранилась в Великобритании и некоторых других частях бывшей Британской империи фото
Должность главного механика сохранилась в Великобритании и некоторых других частях бывшей Британской империи.
(c) Travel + Leisure

Изначально, когда железнодорожные компании только появились, этими задачами занимались главные инженеры. Однако затем оказалось, что от главного инженера требуется слишком много: он должен был разбираться и в строительстве путей, и в семафорном хозяйстве, и в локомотивной тематике. Тогда было решено выделить последнюю сферу под отдельное управление.