Жители городов утратили способность усваивать целлюлозу

Целлюлоза — это нерастворимое в воде волокно, которое содержится в крупах, овощах и фруктах, — в общем, во всех продуктах растительного происхождения. За его расщепление отвечают определенные бактерии в кишечнике, которых, как оказалось, у горожан значительно меньше, чем у сельских жителей.
Жители городов утратили способность усваивать целлюлозу
Животные по-особенному приспособлены к перевариванию целлюлозы — в их пищеварительном тракте содержится множество симбиотических бактерий, благодаря которым им удается извлекать из растительной пищи много энергии. Организм человека же усроен совсем иначе.

Известно, что в состав микробиома человека входят бактерии, которые занимаются расщеплением основного компонента клеточных стенок растений. Некоторые из них появились из-за нашего происхождения от приматов, а другие — в процессе одомашнивания травоядных животных. Однако урбанизация привела к тому, что количество таких бактерий у современных людей резко сократилось.

К таким выводам пришла международная команда ученых из университета имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (Израиль), а также Дюссельдорфского (Германия) и Ньюкаслского (Великобритания) университета после того, как они изучили образцы кишечника человека и жвачных животных — как древние, так и современные. Затем им удалось идентифицировать 25 геномов бактерий жвачных животных и еще 22 — людей. Эволюционный анализ показал, что у человека существует четыре различные группы видов бактерий и микробов, отвечающих за переваривание целлюлозы.

Салат

Исследование микробиома человека

В ходе анализа специалисты обнаружили в микробиоте человека ранее неизвестные виды бактерий — руминококки, которые условно назвали Candidatus Ruminococcus primaciens, Ruminococcus hominiciens и Ruminococcus ruminiciens. Все они способны расщеплять кристаллическую целлюлозу и особенно распространены среди человекообразных обезьян и других нечеловеческих приматов, первобытных сообществ, современных охотников-собирателей и сельских жителей.

Выяснилось, что количество этих видов бактерий зависит от рациона питания живого организма. Так, у нечеловекообразных приматов частота этих штаммов бактерий находилась в диапазоне 30-40% — столько же было обнаружено в древних образцах человеческих фекалий. У современных охотников-собирателей и жителей сельской местности, которые в основном питаются продуктами с высоким содержанием клетчатки, распространенность бактерий, переваривающих растительные волокна, составляет примерно 20%. В то же время у жителей промышленно развитых стран этот показатель не превышает 5%! Ученые не исключают, что в будущем у городского населения могут вовсе исчезнуть эти бактерии.

Фаст-фуд
Такое незначительное количество бактерий, переваривающих целлюлозу, у жителей городов связано с преобладанием в их рационе фастфуда, полуфабрикатов, насыщенных жиров, сахара и животного белка.

Таким образом, чем больше клетчатки было в рационе различных сообществ людей, тем разнообразнее был микробиом их кишечника. Но по мере развития урбанизации количество бактерий, переваривающих целлюлозу, у современного человека уменьшается.

Авторы исследования предполагают, что может существовать потенциал для обогащения этих видов в кишечнике человека с помощью целенаправленных диетических подходов и специализированных пробиотиков.