«Да ладно!» Болиды Formula E будут заряжать на пит-стопах всего за 30 секунд

FIA уже в который раз изменила правила электрической гоночной серии Formula E– то, за что поклонники ее любят и одновременно ненавидят.
Теперь команды смогут в середине гонки подзарядить аккумуляторы своих коней: для этого на пит-лейнах установят станции быстрой зарядки невероятной мощностью 600 кВт – в два раза мощнее Tesla Supercharger.
Зарядка займет 30 секунд: за такое короткое время даже столь мощный агрегат сможет накачать в батарею всего 3,85 кВт·ч, около 10% его полной емкости.

Правила зарядки – самое интересное
Заезжать на питбуст (именно так правильно называть остановку на зарядку) можно не в любой момент в течение гонки, а в определенное временное окно в середине этапа.
Причем команда может одновременно заряжать только один из двух автомобилей.
Зато делать питбуст разрешается в периоды остановки гонки, когда ее возглавляет сейфти-кар.

30 секунд – много это или мало
С одной стороны, это слишком долго, чтобы обеспечить зрелищность пит-стопов, аналогичную «Формуле-1», где во время смены колес техники носятся как угорелые.
С другой, пит-стопы на «Ле-Мане» и «Дайтоне» длятся еще дальше, замечает автомобильный редактор Ars Technica Джонатан Гирлин, и это не мешает организовать захватывающую борьбу.

Реакция гоночных команд
Сами гонщики считают, что дополнительные 10% заряда – это не так много, чтобы радикально увеличить длительность гонок, но питбусты смогут стать элементом стратегии команды.
Кроме того, тренировка техников, выполняющих дозарядку, определенно будет иметь значение. Большой выигрыш на зарядке вряд ли получишь, а вот проиграть можно очень много. «Исполнение пит-буста не менее важно, чем стратегия его применения, – сказал Фредерик Эспинос, директор команды Lola Yamaha ABT Formula E Team. – Хотя здесь нет возможности выиграть время, но есть потенциал много потерять, поэтому практика будет играть ключевую роль в процессе внедрения новой функции. В конечном итоге мы можем ожидать дополнительной непредсказуемости в гонке и многого нового для команд, особенно на ранних этапах».

Не на всех заездах сезона 2025 года
Например, в Джедде проходят два этапа: на первом, который состоится уже 14-15 февраля, питбусты будут, а на втором этапе в том же городе нет.
Formula E радует экспериментами
С технической точки зрения, электрические болиды все еще проигрывают бензиновым по основным характеристикам. Организаторы электрической серии компенсируют нехватку интереса за счет частой смены правил, заставляющей команды экспериментировать и адаптироваться.
В самых первых сезонах вместо дозарядки в середине гонки проводились пересадки: спортсмены выскакивали из разряженного автомобиля и пересаживались в свежий. Это правило вызвало критику и было отменено.
Удачным новшеством стал режим атаки: два раза за гонку на определенном участке гонщики могут с разрешения судей добавить 50 кВт к мощности электромоторов. В этом режиме генератор на передней оси начинает работать не как рекуператор энергии, а как дополнительный тяговый электромотор.

В позапрошлом сезоне применили шины из более твердой и долговечной резины, но эта эко-инновация не зашла ни фанатам, ни гонщикам, и в этом сезоне их заменят на классические формульные мягкие шины.
C дозарядкой тоже проводили интересный эксперимент: ранее ее могли получить 3 экипажа за гонку, а самых достойных выбирали голосованием болельщиков.
А может, не заряжать, а менять?
Интересно, рассматривали ли владельцы Formula E альтернативу быстрой зарядке – системы смены батарей. Хотя эта технология не привлекает столько же внимания, как та же Тесла Supercharger, она успешно развивается. Например, замена аккумулятора серийного электромобиля в китайской сети Nio занимает всего 3 минуты. Представьте себе, насколько быстрее можно менять батареи гоночных болидов.
По материалам Ars Technica.