Звуковая ударная волна, создаваемая самолетами, летящими на сверхзвуке – главная причина введения этого ограничения 52 года назад. Лишь для военно-воздушных сил было сделано исключение: военные самолеты могут летать над сушей быстрее звука, однако только в ограниченных геозонах.
США отменяют запрет на сверхзвуковые полеты: новые «Конкорды» станут реальностью

Теперь формулировку изменят: превышать скорость звука будет возможно при условии, что не создается ударная волна.
Полет без ударной волны
То, что такое технически возможно, показали новые эксперименты NASA и частных компаний, разрабатывающих сверхзвуковые авиалайнеры нового поколения. В начале 2025 года самолет Boom XB-1, детище стартапа Boom Supersonic, совершил испытательный полет, не создавший слышимого на земле звука. При этом использовался эффект отсечки Маха.

«Более 50 лет устаревшие и чрезмерно ограничительные нормативные требования сдерживали развитие сверхзвуковых полетов... Сегодняшние достижения делают сверхзвуковые полеты не только возможными, но и безопасными, устойчивыми и коммерчески выгодными», – говорится в указе.
Гонка сверхзвуковых авиалайнеров
Полвека назад СССР, европейские страны и США состязались, кто первым создаст сверхзвуковой пассажирский самолет. Советский Ту-144 был построен, но летал на пассажирских линиях менее года. Американский Boeing 2707 так и не взлетел, и лишь британско-французский Concorde довольно долго работал на авиалиниях над Атлантикой.

Теперь началась новая гонка между США и КНР за возрождение такой авиации. Boom Supersonic работает над созданием пассажирского самолета Overture. Он будет летать на скорости 1,7 Маха, перевозя 64-80 пассажиров. Его соперником станет китайский авиаконцерн COMAC и его проект C949.