Давите тапку в пол — это на 38% продлит век вашего электромобиля

Чтобы аккумулятор прожил дольше, водить «электричку» надо разнообразно: порой медленно и осторожно, как ваша мамочка, а в другие моменты выпускать на волю внутреннего Шумахера и смело нажать на педаль газа, обнаружили исследователи из Стэнфордского университета.
Рома Назаров
Рома Назаров
Давите тапку в пол — это на 38% продлит век вашего электромобиля
Danlec
Факторы, влияющие на срок жизни литий-ионных аккумуляторов, до сих пор не изучены полностью.

Известно, что сразу после изготовления ячейки батареи начинают терять емкость, и этот процесс необратим. Через некоторое время он замедляется, и далее на ее состояние больше влияет эксплуатация – то, как батарею заряжают и разряжают.

аккумулятор электромобиля
Varta
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про разрядку известно меньше

Этот пробел и решила устранить команда Аккумуляторного центра SLAC-Stanford. Исследователи взяли 92 ячейки от реальных электромобилей и в лаборатории симулировали 47 разных вариантов их использования.

  • В одних сценариях, ячейку старались разрядить быстро, имитируя агрессивное, спортивное вождение.
  • В обратном варианте, разрядку делали малыми токами, как будто водитель давит на педаль газа нежно, не допуская резких ускорений.
  • «Динамический цикл» – третий вариант, когда ячейку разряжают то быстро, то медленно, симулируя разнообразное поведение водителя.

После каждого испытания замерялась деградация ячейки по стандартному показателю SOH (State of Health – буквально «состояние здоровья»). Когда ячейка теряла 15% исходного заряда, ее считали предельно изношенной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
электромобиль устройство
ET Auto

Динамический цикл – самый полезный

Оказалось, что при динамическом цикле аккумуляторы выдерживают самое большое количество циклов зарядки-разрядки – до 1600.

Чуть меньше при агрессивной езде, разряжающей батарею за 2 часа – 1400 циклов.

Еще меньше при неспешном вождении, чтобы заряда хватало на 10 часов – 1250 циклов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И быстрее всего портились те ячейки, которые разряжали самым малым током – они продержались менее 1000 циклов.

диаграммы исследование срок службы аккумулятора стэнфорд
SLAC-Stanford Battery Center
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разница между лучшими и худшими сценариями достигала 38%. Журналисты InsideEVs пересчитали эту цифру на пробег реального электромобиля – оказалось, что за счет динамического цикла можно растянуть жизнь аккумулятора на дополнительные 300 000 километров пробега!

Используя динамический цикл вождения, можно увеличить срок службы аккумулятора на дополнительные 300 000 километров пробега.

Как с поршневыми двигателями

Забавно, что аккумуляторам электромобилей оказались полезны те же вещи, что и старым добрым бензиновым и дизельным моторам. Поршневые движки любят, когда водитель большую часть времени ездит аккуратно, но иногда раскручивает мотор до высоких оборотов и дает ему «продышаться», сжигая отложения продуктов сгорания топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
агрессивное вождение скорость
Flickr

Есть оговорка для владельцев «электричек»

Держите в уме, что срок жизни электромобиля определяется не только состоянием аккумулятора. Может быть, мощные ускорения хороши для батареи, но трансмиссия и шины при агрессивном вождении изнашиваются гораздо быстрее. Пошустрить иногда хорошо, но в меру.

Электромобиль или автомобиль на ДВС: кто живет дольше
widget-interest

Большинство людей верят, что из-за деградации аккумулятора электромобили имеют короткий срок службы. Однако полевые исследования это не подтверждают.

Например, недавно консалтинговая фирма P3 измерила емкость батарей 7000 электрических машин, среди которых попадались даже очень старые экземпляры с пробегом под 300 000 км. И обнаружила, что у большинства из них остаточная емкость аккумулятора в среднем составляла 87%.

Между тем, современные поршневые двигатели подчас достигают предельного износа на пробегах около 150 000 км.

Впрочем, и у тех, и у других срок службы сильно гуляет в зависимости от условий эксплуатации. Электромобили очень не любят жары и страдают от быстрой зарядки.