Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим?
За время службы электромобиля аккумулятор постепенно теряет емкость. Это одна из главных причин, почему многие люди опасаются пересаживаться на электромобили с автомобилей с ДВС.
Насколько эти опасения имеют под собой реальную почву, решила узнать консалтинговая фирма P3, специализирующаяся на электротранспорте. Ее аналитики изучили данные по эксплуатации примерно 7000 электромобилей, среди которых попадались экземпляры с пробегом до 300 000 км.
Чем старше машина, тем медленнее деградация батареи
Оказалось, что аккумуляторы довольно быстро теряют емкость в самом начале своей службы – примерно 5% на первых 30 000 км.
Однако затем скорость старения резко замедляется. После 100 000 км остаточная емкость все еще составляет в среднем 90%.
Еще медленнее деградация происходит на второй сотне тысяч. У большинства «престарелых» электромобилей с пробегом в районе 200-300 000 км емкость аккумулятора все еще составляла около 87%.
Что не так с исследованием
Возможно, вы помните старый анекдот: «Почему люди думают, что дельфины всегда толкают тонущего человека в сторону берега? Потому что все, кого они толкали в противоположную сторону, утонули».
Думаю, вы догадались, где слабое место у исследования P3. В выборку, составленную аналитиками, попали только те машины, которые дожили до преклонного возраста. Осталось неизвестным, какая доля от всех проданных электромобилей отправляются на слом с меньшим пробегом из-за технических проблем, в том числе с аккумулятором.
Кстати, это хорошо знают русские автомобилисты, попробовавшие привезенные из Японии праворульки Nissan Leaf. У многих из них на момент экспорта в Россию запас хода аккумулятора сократился с исходных 120 км до 60-70 км из-за деградации аккумулятора.
Теперь взгляните на диаграмму, составленную аналитиками P3. Каждая голубая точка – это результат одного конкретного электромобиля. Заметьте, что есть экземпляры, у которых на пробеге около 60 тыс. км запас хода уже упал до 60%.
Однако большинство машин все же укладываются в общую картину: спустя 200 000 км запас хода батареи значительно превышает 70%. Попадаются даже «вечные» уникумы, которые спустя много лет показывают 98% исходной мощности.
Почему деградируют батареи
Процесс старения аккумулятора необратим и его нельзя остановить. Даже если аккумулятор не использовать, он будет со временем понемножку терять емкость.
Зарядка и разрядка в процессе эксплуатации тоже ускоряют разрушение ячеек.
Однако скорость возрастной и эксплуатационной деградации может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в каких условиях батарея работает.
Во-первых, на нее влияет погода. Больше всего аккумуляторы боятся перегрева: если температура воздуха поднимается выше 40°С, этот процесс резко ускоряется.
Другой важный фактор – обращение с аккумулятором со стороны владельца машины. Зарядка сильными токами, энергичные ускорения, частый недозаряд и глубокий разряд тоже негативно на него влияют.
Конечно, имеет значение и качество самого аккумулятора и алгоритма управления, поэтому аккумуляторы разных автопроизводителей могут сильно отличаться по ожидаемому сроку службы. Один проработает 50 000 км и тихо скончается, а другой будет пахать и пахать сотнями тысяч.
Впрочем, то же самое можно сказать про бензиновые или дизельные автомобили, не правда ли.