Безопасность современных автомобилей проектируется комплексно. Работает все, от силовой структуры кузова до умных помощников, помогающих водителю удержать машину под контролем. Общее количество решений в одном автомобиле исчисляется десятками. И этот подход работает, судя по статистике краш-тестов Euro NCAP, показавшей заметное снижение количества смертей на дорогах Европы.
5 лучших технологий автомобильной безопасности: что работает, а что нет

Однако полный набор систем по-прежнему чаще встречается на премиальных авто. Поэтому полезно понимать, какие именно технологии дают наибольший эффект, если их включают в базовые комплектации.

Системы первого уровня: ESC и ABS
Антиблокировочная система тормозов (ABS) и электронная система курсовой устойчивости (ESC/ESP) стали основой концепции «активной безопасности», когда аварию стремятся предотвратить, а не бороться с ее последствиями.
ABS предотвращает блокировку колес при резком торможении, спасая от заноса. ESC же вмешивается в те моменты, когда автомобиль в повороте начинает скользить вбок: система притормаживает отдельные колеса и стабилизирует траекторию. Исследования показывают, что именно ESC сильнее всего снижает риск тяжелых аварий на скользкой дороге и при маневрах на высокой скорости.
Для российских условий сочетание этих двух систем имеет особое значение: гололед, снежные трассы и длинный зимний сезон делают их суперактуальными.

Ассистенты второго поколения: кто самый важный
Идея не только смягчать последствия аварии, но и предотвращать ее, породила целое семейство решений. Наиболее заметное – система автоматического экстренного торможения (AEB).
В городском потоке она распознает внезапно появившиеся препятствия – пешехода, велосипедиста или затормозивший впереди автомобиль – и автоматически активирует тормоза. Это позволяет избежать множества наездов на малой скорости.

На практике эффективность AEB сильно гуляет: ее работа зависит от качества калибровки, регулярных обновлений ПО и типа используемых датчиков.
Полезнее всего, если эта система идет в интеграции с другими ассистентами: адаптивным круиз-контролем, системой удержания в полосе и функцией предупреждения фронтальных столкновений. Возникает синергия, которая существенно снижает вероятность цепи ДТП в плотном потоке.

Быстрая помощь: ЭРА-ГЛОНАСС
Система экстренного вызова ЭРА-ГЛОНАСС спасает в том случае, если тяжелая авария уже случилась. Она автоматически передает координаты автомобиля, ускоряя прибытие спасательных служб. С момента внедрения число переданных сигналов исчисляется сотнями тысяч, а среднее время реагирования значительно сократилось.
С 2017 года наличие терминала ЭРА-ГЛОНАСС обязательно для всех новых автомобилей, включая импортные. При желании им можно оснастить и машину с пробегом.

Что выбрать, если нельзя взять все
Полный пакет систем активной безопасности чаще всего предлагается в дорогих комплектациях. Но даже без максимального набора можно существенно снизить риски. Главное – обеспечить минимальный «джентльменский набор»:
- ABS и ESC – базовые помощники в критических ситуациях,
- подушки безопасности – чем больше, тем лучше защита при столкновении,
- крепления ISOFIX – для безопасной перевозки детей,
- систему AEB и простейшие ассистенты.
Наличие этих систем обеспечивает львиную долю защиты, считают специалисты.