Бей своих: почему Бразилия затопила собственный авианосец

Бывший флагман бразильских ВМФ, авианосец «Сан-Паулу» был затоплен в нейтральных водах, после того, как его отказались пустить в порт.
Бей своих: почему Бразилия затопила собственный авианосец
Image credit: Rob Schleiffert, Wikipedia. CC2.0
3 февраля 2023 года авианосец «Сан-Паулу» был контролируемо затоплен в 350 км от побережья Бразилии на глубине 5 км.

На первый взгляд, история кажется странной, однако у неё есть разумное объяснение. Старый корабль стал обузой для флота, а традиционная разборка на металлолом в его случае оказалась невозможной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Сан-Паулу» был спущен на воду во Франции в 1963 году

Получивший название «Фош», он стал вторым авианосцем типа «Клемансо», несущим около 40 самолётов и вертолётов. Длина корабля составляет 265 м, а полное водоизмещение 32 800 тонн. Силовая установка из 4 паровых турбин мощностью 126 000 л. с. позволяла ему развить скорость 32 узла.

За долгую службу в ВМФ Франции он несколько раз участвовал в различных операциях, включая французскую программу ядерных испытаний 1966 года в Тихом океане. Впоследствии он участвовал в военных операциях во время войны за независимость в Джибути в 1978 г., также в 1983 г в Ливане в рамках операции «Олифант», во время Югославских войн в 1990-х гг.

Ещё в девяностых годах в составе французского флота он стал испытывать технические проблемы из-за старости, но ещё успел совершить кругосветное плавание в 2000 году в качестве флагмана французской эскадры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскадрилья «Дассо Супер Этандар» на палубе «Фоша».
Эскадрилья «Дассо Супер Этандар» на палубе «Фоша».
(c) U.S. DefenseImagery. CC2.0

После этого он был продан Бразилии, переименовавшей его в «Сан-Паулу» и сделавшей флагманом своего военного флота. Однако и бразильские моряки постоянно испытывали технические трудности. В последние годы авианосец не выходил из ремонта дольше чем на 3 месяца, а в 2005 году на нём произошёл пожар в машинном отделении с человеческими жертвами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2017 году корабль был демобилизован и списан, а 4 года спустя продан турецкой компании для разбора на металлолом. Однако в 2021 году покупатель оказался от корабля. Вернуть корабль на родину также оказалось невозможно из опасений, что он сядет на мель при входе в порт. К тому же обнаружилось, что на его борту находятся 600 тонн асбеста, сильного канцерогена, и других токсичных отходов. В конце концов суд постановил контролируемо затопить корабль в открытом море.