Батареи электромобилей стали хитом на авторазборах: кто и зачем их скупает

Происходит это пока не в России, а в Австралии. Вполне возможно, что этот тренд докатится и до нашей страны — узнайте, что ценного в старом аккумуляторе.
Рома Назаров
Рома Назаров
Батареи электромобилей стали хитом на авторазборах: кто и зачем их скупает
EVNewt — Twitter
Содержание

После того, как автомобиль признается неремонтопригодным, его дальнейшая судьба может быть разной. Чаще всего их скупают для разборки и продажи по частям, а если машинка редкая, то на нее может положить глаз какой-нибудь энтузиаст. В последние годы на аукционах по утилизации в Австралии появилась третья группа клиентов: их интересуют только электромобили, а по сути – только старый аккумулятор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идеальный накопитель

Ежемесячно один лишь аукционный дом Pickles продает около 100 списанных электромобилей. Интерес к ним стремительно растет, рассказал Guardian Брендон Грин, генеральный менеджер автомобильного отделения, со стороны стартапов, специализирующихся на утилизации аккумуляторов.

Аккумуляторы электромобиля — фото с википедии
Аккумулятор электромобиля
Gereon Meyer | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие электромобили попадают в «автохлам»

Еще полтора года назад этой отрасли не существовало — но она моментально образовалась, когда к утилизаторам хлынул поток старых электромобилей первого поколения.

Сейчас львиная доля машин, поступающих на торги, относятся к модельному ряду Tesla, это первые массовые электромобили на дорогах Австралии. Все чаще встречаются китайские BYD, MG и авто других производителей. Большинство из них относительно свежие – двух-трехлетние, но после серьезных аварий. По данным местного Совета по электромобилям, каждый десятый автомобиль в стране уже работает на батарее. Соответственно, и поток списанных аккумуляторов стал существенным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем привлекает батарея

Батареи электромобилей можно использовать как стационарный накопитель энергии. В среднем, даже старый и деградировавший автомобильный аккумулятор имеет большую емкость и мощность отдачи энергии, чем стандартный домашний накопитель энергии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото батарей аккумуляторов от электромобилей
Roboflow Universe

Даже старые батареи остаются вполне пригодными, рассказал специалист по ремонту литиевых аккумуляторов Эндрю Чедвик из Second Life Battery Sales. Если она работает в паре с солнечной электростанцией, ей не приходится испытывать таких нагрузок, как на транспорте.

К примеру, если батарея сохранила лишь 70% исходной мощности, она делает автомобиль менее привлекательным, и автовладелец избавится от него. Но для накопления энергии солнца остаточной мощности более чем достаточно — а цена тем более оправдывает ее вторичное применение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От домов до фестивалей

стационарные накопители энергии
ADEX
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сферы применения бывших в употреблении батарей разнообразны. Чаще всего их используют в системах хранения энергии для частных домов и на фермах.

Бывают более курьезные случаи. В одном из них, целый музыкальный фестиваль состоялся благодаря списанным аккумуляторам. Местный совет поначалу отказывался дать разрешение на проведение фестиваля, опасаясь, что его энергопотребление перегрузит электросеть. Тогда организаторы прикатили трейлеры, нагруженные батареями электромобилей. Они обеспечили энергией весь фестиваль, от акустики до фудтраков, и в конце праздника все еще не были разряжены, рассказал Джон Майлер, соучредитель MyNu Energy. И, в отличие от дизельных генераторов, работают тихо и не воняют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сгенерированное изображение музыкального фестиваля с прицепами
Created by techinsider.ru using the nplod.ru web app

После окончания мероприятия аккумуляторы зарядили от солнечной электростанции, и они отправились на следующее назначение.

Без утилизации не обойтись

Не все 100% списанных аккумуляторов пригодны для повторного использования. Часть из них сразу отправляется в переработку: их измельчают, компоненты разделяют и используют для производства новых аккумуляторов. Этот процесс часто распределяется между предприятиями в нескольких странах (смотрите наш видеоролик об одной такой фабрике).

переработка списанных аккумуляторов
OpenEdition Journals
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело это энергоемкое, и далеко не 100% ценных веществ удается превратить во вторичное сырье. Вторая жизнь аккумуляторов позволяет отложить утилизацию. По оценкам специалистов, она может продолжаться до 20 лет.

Списанная батарея от электромобиля может работать еще 20 лет в роли накопителя энергии.

Для списанного электромобиля аукцион — это обычно конец истории. А для аккумулятора — нет. Он еще способен долго приносить пользу. И, возможно, доживет до тех времен, когда технологи найдут способ повысить уровень извлечения вторсырья или восстанавливать батареи до исходного состояния.