В 9 миллиардах световых лет от Земли найдена галактика-каннибал — брат-близнец Млечного Пути

Телескоп Джеймса Уэбба обнаружил давно потерянного во мраке космоса близнеца Млечного Пути.
James Josephides, Swinburne University

Свет от далекой галактики Спарклер был замечен в первом глубоком поле телескопа Джеймса Уэбба и может рассказать нам о том, как наша собственная галактика пожирала сородичей, чтобы расти.

Новое исследование продемонстрировало, что сверкающая галактика-каннибал, обнаруженная космическим телескопом Джеймса Уэбба, является «очень ранним» зеркальным отражением Млечного Пути и может помочь астрономам понять законы формирования нашей собственной звездной спирали.

Расположенная в 9 миллиардах световых лет от Земли, галактика была названа «Спарклер» (англ. Sparkler – «искристый, сияющий») в честь карликовых галактик и двух десятков шаровых скоплений — роев из миллионов звезд, связанных вместе гравитацией, — которые сияют вокруг нее. По словам авторов исследования, галактика жадно поглощает все близлежащие объекты, чтобы стать еще больше.

Космическая вакханалия была обнаружена в «Первом глубоком поле» Уэбба — самом глубоком и подробном изображении Вселенной, когда-либо снятом, и первом полноцветном снимке, сделанном космическим телескопом Джеймса Уэбба (JWST). Выпущенное в июле 2022 года изображение показывает галактику Спарклер в виде искривленной оранжевой линии, окруженной пятнами света.

NASA опубликовало первый снимок далекого космоса, выполненный космическим телескопом Джеймс Уэбб

Новый анализ изображения, опубликованный в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, показал, что галактика растет, поглощая своих соседей — так же, как, по мнению астрономов, это в свое время делал молодой Млечный Путь.

«Кажется, мы наблюдаем из первых рук сборку этой галактики по мере того, как она наращивает свою массу — в форме карликовой галактики и нескольких шаровых скоплений, — заявил ведущий автор исследования Дункан Форбс, профессор астрофизики в Технологическом университету Суинберна, Австралия. — Мы взволнованы уникальной возможностью изучить как формирование шаровых скоплений, так и зарождение Млечного Пути в то время, когда Вселенная была на две трети моложе своего нынешнего возраста».

Свет далеких звезд

Мерцая в созвездии Воланс в южной части неба, свету далекого Спарклера потребовалось 9 миллиардов лет, чтобы дойти до нас; космический телескоп Джеймса Уэбба уловил его после того, как искажающее пространство-время гравитационное притяжение скопления галактик SMACS 0723 подействовало как гигантская линза, фокусирующая световое излучение – эффект, известный как «гравитационное линзирование».

Что такое гравитационное линзирование и как его использует телескоп Джеймса Уэбба?

Это время прохождения означает, что свет показывает галактику такой, какой она была всего через 4 миллиарда лет после Большого взрыва. В этот момент древней истории нашей Вселенной Спарклер достиг всего 3% от массы Млечного Пути, но в наши дни хищник уже наверняка набрал достаточно звезд, чтобы соответствовать размеру нашей собственной галактики.

Все гипотезы ученых упираются в ключевые сходства между Спарклером и нашим Млечным Путем. Анализируя шаровые скопления, окружающие Спарклер, ученые обнаружили, что звездные рои напоминают более молодые версии примерно 200 шаровых скоплений, обнаруженных вокруг Млечного Пути. И активное поглощение Спарклером ближайшей карликовой галактики — еще одна примечательная параллель с чудовищным прошлым — доказательство тому, что мы видим в остатках звезд и скоплений из разорванных галактик, разбросанных за пределами нашего галактического диска.

Сходство Спарклера с нашей собственной галактикой четко установлено, и теперь исследователи хотят использовать более глубокие изображения, чтобы обнаружить больше скоплений вокруг далекой галактики и узнать еще больше о том, как возникла и она, и Млечный Путь.