Граф Дракула плакал кровавыми слезами. Главные археологические новости недели

Новости 5-11 августа. Ученые проанализировали белковый состав писем Влада III Цепеша (прототип графа Дракулы) и выяснили, что он был очень болен. В Польше нашли могилу ребенка-вампира с замком на лодыжке. При раскопках Эксетерского собора нашли два пустых склепа.
Граф Дракула плакал кровавыми слезами. Главные археологические новости недели
Письмо Влада III Цепеша господаря Валахии в XV веке. Письмо освещено ультрафиолетом.

Ученые проанализировали белки и пептиды, которые остались на письмах, написанных господарем Валахии XV века Владом III Цепешем — прототипом графа Дракулы. Анализ показал, что у правителя Валахии был целый ряд заболеваний. Ученые обнаружили признаки цилиопатии — генетического заболевания, нарушающего функции клеток и органов, и признаки воспалительных заболеваний, которые, вероятно, привели к проблемам с дыхательными путями и кожей. Но самая показательная болезнь и, вероятно, связанная с «вампирской легендой» — это гемолакрия. При этом заболевании кровь смешивается с жидкостью в слезных каналах. И человек в буквально смысле плачет кровавыми слезами. Правда, никому кроме него самого это не приносит ни вреда, ни боли.

Замок был найден прикрепленным к ноге ребенка
Nicolaus Copernicus University

В Польше археологи из Университета Николая Коперника обнаружили останки «ребенка-вампира» XVII века. Ребенок похоронен лицом вниз с «антивампирским» замком на лодыжке. По оценкам археологов ребенку на момент смерти было от 5 до 7 лет. Висячий замок был нужен, чтобы жители деревни чувствовали себя спокойно. Он был гарантией, что ребенок-вампир не сможет выйти из могилы. Что такое сделал этот 5-летний мальчик при жизни, и почему он умер, ученые пока не установили.

Эксетерскbq собор
Diliff via Wikimedia Commons under CC BY-SA 3.0

А вот под фундаментом Эксетерского собора, построенного в XII веке археологи нашли два пустых каменных склепа. Но ученые догадываются, куда «ушли» те, кто был в них похоронен. Нет, это были не вампиры. Даже наоборот: первоначально в этих склепах похоронили двух епископов Эксетера: Роберта Варелваста, умершего около 1155 года, и Уильяма Брюэра, умершего в 1244 году. Их тела были перенесены из этих склепов в 1320 году в более почетное, по мнению живых, место.

Древний диск в руке спасателя Давида Шалома
Israel Antiquities Authority

Против вампиров и прочей нечистой силы люди придумали не только замки на лодыжку, но много других неожиданных методов обороны. Спасатель Давид Шалом работает на пляже в Израиле. Он не профессиональный археолог, но ему повезло. И он передал Израильскому музею древностей мраморный диск, которому, как установили ученые 2500 лет. Археологи хорошо знают такие диски. Их крепили на носу корабля в V-IV веках до н.э. Это — защита от сглаза. Яков Шарвит, директор отдела морской археологии Управления древностей Израиля говорит: «Подобные вещицы были довольно широко распространены в древности. Но такое украшение можно встретить и на современных кораблях в Португалии, на Мальте, в Греции и даже на Дальнем Востоке». В общем, GPS и прочие технологии это — хорошо, но старый проверенный мраморный щит все равно не помешает. Мало ли, что.