Антарктида: что нам известно о самом южном континенте Земли

Антарктида — самый холодный, самый ветреный и самый сухой континент Земли. Он содержит 90% всего льда планеты на площади, которая едва ли в 1,5 раза больше территории США. Рассказываем, что происходит на самом южном континенте нашей Земли — поверьте, это не просто огромная глыба льда.
Антарктида: что нам известно о самом южном континенте Земли

Климат Антарктиды

Антарктида является пятым по величине континентом, однако его размер может меняться в зависимости от сезона — зимой льда вдоль побережья становится больше, за счет чего Антарктида становится едва ли не в два раза больше.

Континент разделен на два региона: Восточную (2/3 континента) и Западную (1/3 континента) Антарктиду. Толщина льда в восточной части составляет в среднем 2 километра, а вот ландшафт на западе чуть интереснее — там есть целые горные системы. Кстати, Западную и Восточную Антарктиду также разделяют горы - Трансантарктический хребет.

Горы Антарктиды
Mario Tama/Getty

Несмотря на то, что Антарктида покрыта льдом, ее считают пустыней из-за малого количества осадков. В некоторых регионах в среднем выпадает только 50 миллиметров осадков в год — в основном в виде снега. Но несмотря на недостаток осадков, на континенте часто происходят снежные метели — ветер может подниматься до 320 км/ч.

Антарктическая пустыня
Mario Tama/Getty

Поскольку Антарктида находится в Южном полушарии, сезоны года в этом регионе отличаются от остального мира: лето длится с октября по февраль, а зима охватывает оставшуюся часть года. В летнее время температура на континенте в среднем поднимается до нуля градусов, а вот зимой может опускаться до минус 89°C — именно такой температурный рекорд был зафиксирован на российской исследовательской станции Восток.

Жизнь в Антарктиде

Растительная жизнь в Антарктиде ограничена небольшим количеством мхов, лишайников и водорослей. Но за последние 50 лет количество антарктического мха увеличивается из-за глобального потепления и нагревания континента.

Несмотря на нехватку пышной зелени и полное отсутствие амфибий и рептилий, в Антарктиде живет множество других существ, приспособленных к суровым условиям. Так вдоль побережья обитают рыбы, киты и императорские пингвины.

Императорские пингвины, обитающие во льдах Антарктиды, являются самым крупным
Императорские пингвины, обитающие во льдах Антарктиды, являются самым крупным видом пингвинов

На ледяном континенте нет коренных народов, и человек появляется на этих территориях только в рамках научно-исследовательских экспедиций.

Как проводятся исследования в Антарктиде

Антарктида является «научным центром» и источником данных для климатологов, океанографов, морских биологов и астрономов со всего мира. Благодаря сухому климату и отсутствию светового загрязнения континент становится идеальным местом для наблюдения за космосом — там находится десятиметровый
Южный полярный телескоп, а также нейтринная обсерватория IceCube, которая оборудована детектором для идентификации высокоэнергетических нейтрино (субатомных частиц размером с электроны), которые перемещаются в нашей галактике и за ее пределами.

Нейтринная обсерватория IceCube
Нейтринная обсерватория IceCube в Анатрктиде

Кроме того, обширное и свободного от растительности пространство является отличным местом для поиска метеоритов — темные обломки хорошо выделяются на белом снегу. Благодаря этому в 2013 году команда бельгийских и японских ученых нашла 18-килограммовый метеорит на Восточно-Антарктическом плато.

В последние десятилетия ученым также удалось обнаружить под толстым слоем антарктического льда систему рек и озер. Для этого они использовали радиолокационные и спутниковые технологии. Благодаря таким открытиям исследователи смогут предсказать, какие изменения ожидают льды Антарктиды в ближайшее время.

Из-за глобального потепления температура в Антарктиде начинает повышаться, что влияет на таяние ледников
Mario Tama/Getty

На руку ученым играет и холодный климат Антарктиды, который позволяет им изучать, как как растения и животные адаптируются к экстремальным условиям окружающей среды. Например, в 2013 году исследователи обратили внимание на интересную особенность императорских пингвинов — несмотря на то, что они все время стоят на льду, их лапы не замерзают. Но почему так? В результате они выяснили, что это происходит благодаря особой системе теплообмена - кровеносные сосуды в лапах очень тонкие и при этом проходят очень близко друг к другу, поэтому конечности не нагреваются так сильно, как все остальное тело. Более подробно об этом эволюционном приспособлении «TechInsider» рассказывала здесь.

Изучение Антарктиды может помочь людям и в космических исследованиях. Так в 2014 году были обнаружены антарктические микробы, которым достаточно одного воздуха, чтобы жить. Дальнейшие поиски нетипичных форм жизни дают исследователям надежду на поиск живых организмов и на других планетах, в том числе и на относительно негостеприимных.