Неандертальцы и люди изобрели огонь независимо друг от друга и разводили его по-разному

Ученые из Университета Йоханнесбурга (ЮАР) и Университета Лунда (Швеция) объединили усилия, чтобы изучить когнитивные последствия ранних методов разведения огня. В своей работе исследователи приводят доводы в пользу того, что изобретение разведения огня неандертальцами и современным человеком происходило независимо, и техника получения огня различалась.
Неандертальцы и люди изобрели огонь независимо друг от друга и разводили его по-разному
Скульптура-реконструкция неандертальца, Галло-романский музей в Тонгерене (Бельгия). Википедия

Одно дело использовать природный источник огня, например, возникший в результате лесного пожара — этому гоминины научились не менее миллиона лет назад, и совсем другое — умение разводить огонь. Этому неандертальцы и люди научились сравнительно недавно — 200-300 тысяч лет назад.

Ученые из Университета Йоханнесбурга (ЮАР) и Университета Лунда (Швеция) объединили усилия, чтобы изучить когнитивные последствия ранних методов разведения огня. В своей работе исследователи приводят доводы в пользу того, что изобретение разведения огня неандертальцами и современным человеком происходило независимо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда проанализировала две доминирующие в прошлом техники разведения огня охотниками-собирателями: высекание огня ударом кремня и «огненную палочку» (получение огня трением).

Более сложная техника разведения огня — «огненная палочка» — берет свое начало в Африке, где она могла быть изобретена только современными людьми. Исследователи отмечают, что огонь использовался для сложных технологических процессов, таких как термическая обработка камней, чтобы их можно было аккуратно обкалывать при изготовлении орудий. Эта техника встречается уже в южной Африке примерно 160 000 лет назад.

Исследователи показывают, что неандертальцы научились разводить огонь в Евразии. Археологические свидетельства использования огня относительно регулярно появляются в Европе около 130 000 — 135 000 лет назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существуют даже косвенные свидетельства контролируемого использования огня около 200 000 лет назад, когда неандертальцы получали первый в мире синтетический клей - березовый деготь - в низкокислородных земляных печах. Кстати, мы писали об этом подробно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неандертальцы активно использовали каменные орудия и работали с кремнем, так что открытие техники получения огня высеканием искры совсем не удивительно.

Карта находок
Карта находок следов огня, полученного высеканием искры
https://doi.org/10.1017/S0959774322000439
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карты распространения разведения огня с помощью искры или огненной палочки поддерживают гипотезу, согласно которой «ударный метод» лучше подходил для влажных, высокоширотных регионов, а огненная палочка лучше работала в более сухих, теплых. Обе группы старались использовать метод наиболее удобный для своего местоположения.

Огненная палочка. Получение огня трением используется и сегодня
Огненная палочка. Получение огня трением используется и сегодня
https://doi.org/10.1017/S0959774322000439
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разведение огня — сложный когнитивный процесс

Хотя использование огня ранними гоминидами насчитывает миллионы лет, исследователи сосредоточились на разведении огня с помощью наборов инструментов. Ученые предполагают, что разведение огня требует более сложного когнитивного процесса, чем способность использовать и поддерживать природный огонь.

Для разведения огня требуется набор инструментов для розжига, что указывает на знание метода и способность изготовить или собрать такой набор инструментов. Необходимо собрать нужный тип материалов для горения от легко воспламеняющихся для разжигания огня до медленно горящих материалов для поддержания огня после того, как он разгорится. Как только огонь разгорится, необходимо предусмотреть, как он будет использоваться и как его контролировать, чтобы он не принес беды.

Каждая из этих фаз включает в себя различные формы причинно-следственного мышления, культурной передачи и обучения. Это позволяет предположить, что и неандертальцы, и современные люди обладали такими когнитивными способностями, еще до эволюционного разделения между видами более 500 000 лет назад.