Как определить уровень автономности автомобиля: простая и понятная шкала

Многие современные автомобили, даже недорогие, имеют отдельные функции беспилотника. На шкале автономного вождения, состоящей из шести уровней, ваша ласточка тоже есть – где-то между первым и третьим уровнями. Хотите знать точнее?
Как определить уровень автономности автомобиля: простая и понятная шкала
Photo by Bernd Dittrich on Unsplash

Чтобы оценивать уровни автономности, ассоциация инженеров SAE (Society of Automotive Engineers), общепринятый авторитет по стандартам для автомобилей, разработала шкалу из шести уровней.

Когда мы говорим слово «беспилотник», то обычно подразумеваем, что этот автомобиль не требует никакой помощи от водителя. Такие робомобили появились на улицах лишь в последние несколько лет. Однако на самом деле автоматизация началась гораздо раньше. Мы говорим о полуавтоматических функциях – автоматических помощниках водителя (ADAS), которые есть в большинстве серийных авто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому, если у вашего автомобиля есть хотя бы адаптивный круиз-контроль – он попал на шкалу SAE! Давайте попробуем определить, куда именно.

Уровни 0-2

На трех нижних уровнях автоматика берет на себя отдельные функции – например, поддерживать расстояние до едущей впереди машины.

При этом водитель продолжает управлять. Даже если функции ADAS достаточно продвинутые, чтобы можно было отпустить руль или убрать ноги с педалей – все равно, на этих уровнях вы не можете отвлекаться от дороги и должны быть готовы в любую секунду перехватить управление.

  • 0 – автоматические помощники водителя только предупреждают или вмешиваются в управление в экстренных ситуациях. К этому уровню относятся системы экстренного торможения (automatic emergency braking, AEB), мониторинга слепых зон (blind spot warning) и предупреждения об отклонении от выбранной полосы (lane departure warning system, LDWS).
  • 1 – автопилот способен управлять либо рулевыми колесами, либо разгоном-торможением. Примеры таких систем – удержание в полосе (lane centering) и адаптивный круиз-контроль (adaptive cruise control, ACC).
  • 2 – автопилот способен управлять и рулежкой, и разгоном и торможением.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство современных автомобилей находятся в нижней половине шкалы – не считая самых недорогих, у которых подобных функций нет.

Уровни 3-5

Даже такие беспилотники, как Cruise, пока не тянут на высший уровень автономии.
https://unsplash.com/photos/PkKsHQ5u4g8
Photo by Remy Gieling on Unsplash

На этих уровнях автопилот способен полностью освободить водителя от управления, хотя бы на время.

  • 3 – этот уровень можно считать переходным. На третьем уровне автоматика полностью освобождает водителя, но только в отдельных ситуациях – например, в пробке или на скоростной магистрали, а когда такой участок заканчивается, раздается сигнал и водитель должен взять управление на себя. Сюда относятся, например ассистент движения в пробках (traffic jam assist, TJA), функция автономной парковки и подобные.
  • 4 – водителю с начала до конца поездки не надо вмешиваться в управление. Однако беспилотные возможности все еще не безграничны. К этому уровню, например, относятся беспилотные такси «Яндекс», Gruise и Google, которые могут ездить только по дорогам, на которых их тренировали.
  • 5 – полная автономность. Оценивая здраво, ни один из существующих беспилотников до пятого уровня пока не дотягивает.