6 необычных версий «кукурузника» Ан-2: от экраноплана до перехватчика
Советская «аннушка» — биплан Ан-2 — выпускается уже более 70 лет.
Его выпускали в трёх странах, а общее число построенных экземпляров перевалило за 18 тысяч. Одна из причин такой популярности – потрясающая вариабельность. Кажется, в конструкцию биплана можно вносить бесконечные изменения, и он всё равно будет летать: прямо не самолёт, а сборный конструктор! Удлинить фюзеляж, чтобы добавить 6 посадочных мест? Легко! Нарастить крылья? Пожалуйста! Заменить поршневой двигатель на турбовинтовой, нарастить мощность? И это не проблема.
А если покруче? Скажем, добавить второй хвост, броню или крылья как у экраноплана? Оказывается, и такие модификации существовали. Читайте и удивляйтесь.
Лыжная версия
Невелика диковинка, верно? Многие малые самолёты легко переставляются зимой на лыжи. Но давайте внимательно приглядимся к зимним полозьям Ан-2 (на заглавном фото). На них установлены тормоза с шипами, выдвигающимися на 45 мм с помощью пневмопривода. Это увеличивает управляемость самолёта на лыжном шасси. А ещё в них встроен электроподогрев, чтобы самолёт не примёрз к грунту на стоянке.
Пустынный танк
Чтобы трактора не вязли на поле, на них часто устанавливают сдвоенные и даже строенные колёса. Нечто подобное пытались проделать с Ан-2. В результате у «кукурузника» появилась способность взлетать с песка и пашни. Но маневренность ухудшилась, поэтому такой вариант в серию не пошёл.
Экраноплан
Как минимум дважды из Ан-2 пытались сделать экраноплан — или, по другим источникам, экранолёт. Но дальше экспериментов не пошло.
Высотный разведчик погоды
Самолёты для метеорологических и геофизических исследований в горах отличались дополнительной кабиной наблюдателя с круговым обзором и делались на базе турбовинтовой версии Ан-6, отличавшейся увеличенным потолком.
Перехватчик
В 1960-е года для ПВО был создан ночной перехватчик разведывательных аэростатов. Для этого в Ан-2 встроили пулемётную турель и прожектор.
Арткорректировщик
Артиллерийский корректировщик Ан-2Ф, совершивший первый полёт в 1948 г., отличался двухкилевым оперением, наличием задней пулемётной турели и бронированием мотора и кабины. Самолёт оснащался двумя скорострельными пушками и мог нести фотоавиабомбы или светящиеся авиабомбы.
Похожим образом был устроен ночной артиллерийский корректировщик Ан-2НАК, испытанный в 1949 г.
В серию обе версии не пошли.
Век «аннушки» не закончен. Кто знает, возможно, мы увидим ещё более интересные версии. Например, на водородных топливных ячейках или аккумуляторных батареях. Поживём увидим.