Как водитель трамвая переключает стрелку: вы удивитесь, насколько всё просто

Большинство развилок оборудованы автоматическими системами, устроенными довольно остроумно.
Как водитель трамвая переключает стрелку: вы удивитесь, насколько всё просто
Пресс-служба правительства Нижегородской области
В старые времена перевод стрелок делался вручную.

На этот случай в кабине трамвая держали металлический заострённый стержень, вроде небольшого ломика. Перед стрелкой водитель останавливал вагон, вылезал и этим ломиком передвигал клинья стрелки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти остановки утомительны для водителя, замедляют движение и опасны, кстати, поскольку водителю приходится выходить на проезжую часть. Хотя ручные стрелки до сих пор встречаются в отдельных местах, большинство развилок оборудованы автоматическими системами.

Как устроена автоматическая стрелка

Переводить стрелки вручную трудно и опасно для водителя. фото
Переводить стрелки вручную трудно и опасно для водителя.
Руслан Кривобок, РИА Новости

Справа и слева от неё находятся два электромагнитных привода, получившие название «сериесный» и «шунтовой». Устроены они очень просто: катушка с подвижным сердечником. Когда на катушку подаётся ток, она втягивает сердечник внутрь. Питают их контакты, подвешенные на провода трамвайной сети:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • контакт левого привода – за несколько метров до стрелки,
  • контакт правого привода – через 25-50 метров после неё.

Как действует водитель

По умолчанию стрелка переведена вправо.

  • Если надо повернуть налево, водитель проезжает под первым контактом с включенным двигателем. В этот момент левый привод оказывается включённым в цепь трамвая, активируется и переводит стрелку влево.
  • Если надо повернуть вправо, водитель проезжает под контактом с выключенным двигателем, накатом. При этом ток в цепи не возникает и левый привод не включается.
  • Проехав стрелку, трамвай доезжает до второго контакта. Он активирует правый привод и возвращает стрелку в правое положение.

Такая система используется в большинстве российских городов.

А сейчас трамвайные парки всего мира начали переходить на программируемые системы с беспроводным управлением. Это проще и дешевле... хотя, на наш взгляд, не так остроумно с инженерной точки зрения. А вы как считаете?