Зачем были нужны верхние окошки в потолке кабины пилотов – и куда они исчезли

У человека с развитым инженерным мышлением эти дополнительные окна наверняка вызовут удивление. Что пилоты могут увидеть через них, и почему авиаконструкторы не остеклили весь потолок, а сделали всего два маленьких просвета по краям кабины?
Рома Назаров
Рома Назаров
Зачем были нужны верхние окошки в потолке кабины пилотов – и куда они исчезли
(c) r/aviation
«Эти окна были нужны для астронавигации с помощью секстанта» – такую версию можно иногда встретить в соцсетях.

Не верьте ей, это миф. Здесь Techinsider рассказывал, как на самом деле работали самолетные секстанты.

На самом деле, эти окна пилоты использовали при заходе на посадку. Когда самолет закладывает вираж, посадочная полоса уплывает за потолок кабины. Чтобы пилот мог видеть ее даже при больших углах крена, и были предусмотрены верхние окна. В течение многих лет они были обязательным правилом, прописанным в международных технических нормах. Поэтому они есть на многих самолетах – всех моделях Boeing от 707 до 737, McDonnell Douglas DC-8 и DC-9, на советских авиалайнерах Ту-134 и Ту-154 и других.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина Ту-154 — остекление
Кабина Ту-154: верхние окна хорошо видны.
(c) РБК

Западные пилоты эти окошки окрестили «бровями» (eyebrow window). Как их называли советские пилоты, мне, к сожалению, не удалось выяснить.

Куда исчезли верхние окна

Со временем основное остекление кабины стало увеличиваться в размерах, а на приборной панели появились навигационные устройства с интерактивными картами. Пилоты стали меньше следить за ВПП через окна и больше опираться на цифровую навигацию. Потребность в этих окнах постепенно отпала и авиапроизводители отказались от них. Например, у Boeing 717 и 737 поздних серий их уже нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 737 ранней серии c верхними окнами...
Boeing 737 ранней серии c верхними окнами...
(c) The New York Times
... и поздней, без окошек.
... и поздней, без окошек.
(c) Dylan Ashe | Wikipedia

Отказ от этих окон позволил немного удешевить самолеты и уменьшить вес фюзеляжа. Кроме того, из-за окон в потолке кабины старых самолетов сильнее нагревались кабину лучами солнца на большой высоте. «Отличная вещь, которая очень помогала при заходе на посадку, но превращала кабину в сауну, – вспоминает пилот captaincrj в соцсети Reddit. – Мы всегда закрывали их бумагой».