Запрещенный в Германии, любимый в СССР: как в нашей стране работали самолеты «Юнкерс»

Когда Junkers W 33 появился в 1926 году, вряд ли кто мог предсказать, какой яркой будет его биография. Более того, его производство было под вопросом, ведь, по условиям Версальского договора, «Юнкерс» не мог делать в Германии самолеты, которые можно было использовать в военных целях.
Запрещенный в Германии, любимый в СССР: как в нашей стране работали самолеты «Юнкерс»
(c) Bundesarchiv Bild
К счастью для новой машины, в 1927 году условия договора были смягчены и компания начала ее выпуск.

Делать военные самолеты по-прежнему запрещалось, поэтому вооруженные версии W 33 – транспортные, связные, патрульные – по частям отвозили в Швецию, там собирали и устанавливали вооружение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О самолете

По меркам компании Junkers, это была довольно рядовая машина. W 33 даже не был создан с нуля – его разработали как многоцелевую машину на базе успешного пассажирского авиалайнера F-13. Крылья и оперение оставили прежними, фюзеляж расширили и убрали иллюминаторы. Кабину пилотов уже в процессе производства закрыли остеклением.

Другой вопрос, что бренд Junkers был синонимом слова «передовой». Гуго Юнкерс топил за металл, поэтому W 33 был цельнометаллическим, с обшивкой из гофрированного дюралюминия. Собственный мотор компании с водяным охлаждением развивал 310 л. с., обеспечивая хорошую энерговооруженность машине с взлетным весом до 2,5 т. Впечатляет и список приборов в кабине: авиагоризонт, указатель поворота, указатель угла тангажа, указатель скорости, альтиметр, гироскопический указатель поворота, магнитный компас. Напомню, на дворе стояла середина 1920-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мировая слава

Буква W в названии машины расшифровывается как Werksflugzeug («рабочий самолет»). Junkers W 33 создавался как рутинный транспортный самолет. Странное дело, но утилитарная машина привлекла внимание любителей ставить рекорды и пробовать новые технологии. На этом самолете впервые опробовали взлет с ракетными ускорителями и дозаправку в воздухе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Junkes W 33 Bremen на острове Гринли после первого перелета через Атлантику.
Junkes W 33 Bremen на острове Гринли после первого перелета через Атлантику в восточном направлении.
(c) Edward N. Jackson. Library and Archives Canada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем это объяснить? По-видимому, сработало сочетание высокой надежности, хороших летных характеристик и способности взять на борт большой запас топлива. Как бы то ни было, только за 1927 год на 33-х было поставлено 10 мировых рекордов по дальности и продолжительности полета, Именно на самолете с названием Bremen был совершен первый перелет из Европы в Америку в 1928 году, экипаж провел в воздухе целых 37 часов. В том же году другой «Юнкерс» пролетает без посадки от Германии до Японии на расстояние 14500 км. А годом спустя он ставит рекорд высоты, поднявшись на 12740 м.

Junkers W 33 мог эксплуатироваться на колесном шасси, лыжах и поплавках в качестве гидроплана.
Самолет мог эксплуатироваться на колесном шасси, лыжах и поплавках в качестве гидроплана.
L'Aéronautique magazine
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Служба

Повседневная служба этих самолетов тоже носила отпечаток героизма. Значительная их часть эксплуатировалась в авиапочте, на рубеже 1920-х и 1930-х эта работа привлекала лучших пилотов. Это были времена таких пилотов-романтиков, как писатель Антуан де Сент-Экзюпери. «Юнкерсы» возили пассажиров, почту и другие грузы в Канаде, обслуживая геологов и охотников, в Китае и СССР. В самой Германии они работали в только что появившейся компании Deutsche Luft Hansa (ныне Lufthansa) и служили учебными самолетами для обучения пилотов-связистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Junkers W 33
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы, наверное, даже не слышали о стране под названием Абиссиния – а между тем, W 33 состояли даже на ее вооружении, а также приняли участие в колумбийско-перуанской войне 1932-1933 года.

О надежности этих самолетов говорит хотя бы то, что в нейтральной Швеции, не затронутой Второй мировой войной, они летали аж до 1950-х годов.

ПС-4 самолет
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Юнкерсы» в СССР

Возможно, именно рекорды привлекли внимание советского общества «Добролет» – организации, которая в начале 1930-х превратится в «Аэрофлот». Начиная с 1928 года, Советский Союз активно закупал W 33 и стал владельцем самого большого флота этих машин. Всего было куплено 11 единиц, после чего «Добролет» наладил у себя лицензионное производство, сначала на авиазаводе в Иркутске, затем на авиаремонтном заводе в Подмосковье, и сделал еще 8 штук.

ПС-4, советская лицензионная версия Junkers W 33 самолет
ПС-4, советская лицензионная версия Junkers W 33.
В общественном достоянии

Советские лицензионные копии получили название ПС-4 и несколько отличались конструкцией и размерами. Работали они в основном на авиалиниях в Сибири и на Дальнем Востоке, в самых трудных условиях.