Что общего у старой сибирской железной дороги и Эйфелевой башни

Понадобилась смена четырех царей, чтобы проект Восточно-Сибирской железной дороги увидел свет. Зато за свое упорство авторы проекта получили награду, равную которой получала лишь знаменитая башня в Париже.
Что общего у старой сибирской железной дороги и Эйфелевой башни
Burtasovsky Kirill — Wikipedia
Содержание статьи

Восточно-Сибирская железная дорога — это одна из старейших и наиболее важных железнодорожных магистралей России. Построенная на рубеже 19 и 20 веков, она соединила европейскую часть России с Дальним Востоком. Впрочем, о железной дороге через всю страну прогрессивно настроенные люди задумались намного раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Три правителя

В России только-только начал ходить первый поезд, соединяющий Петербург и Царское село, а уже появился мечтатель, загоревшийся идеей протянуть железную дорогу от столицы до Дальнего Востока — инженер Н. Богданов.

Надо отдать ему должное, специалист дошел со своим проектом до императора Николая I. Но тот к железной дороге проявил интереса не больше, чем степной кочевник к маске для дайвинга. Богданов занялся другими делами.

Затем сыну Николая, царю Александру II, ту же идею преподнес граф Муравьев-Амурский, тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири. Любителя новаций Александра восхитила сама идея: он, по-видимому, некоторое время носился с ней, но из-за обилия других планов так и не смог выделить время и ресурсы на ее реализацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вот при Александре III, наконец, сразу три экспедиции начали изыскания по маршруту будущей железной ветки. Шел 1887 год: понадобилось полвека, чтобы идея Богданова начала воплощаться.

С появлением железной дороги освоение Сибири вышло на новый уровень фото
С появлением железной дороги освоение Сибири вышло на новый уровень.
Музей города Иркутска им. А. М. Сибирякова

«Шпалы кладите пореже»

Однако и Александр III умудрился подпортить жизнь идейным авторам будущей дороги. По первоначальной оценке, проект стоил колоссальные 350 миллионов рублей золотом. Царь-освободитель запретил использовать иностранные инвестиции, а российская казна и отечественные спонсоры выделили на строительство явно недостаточную сумму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Большинство работ на стройке ВСЖД выполнялось вручную.
Большинство работ выполнялось вручную.
National Railway Museum

Пришлось выкручиваться, урезая расходы даже в ущерб качеству. Ширину насыпи уменьшали против технических норм, увеличили расстояние между шпалами, использовали облегченные рельсы.

Рабочих на стройке все время не хватало, хотя велась активная вербовка среди населения по всей России.

Работать на стройке было трудно. Дорогу вели через болота, горы, вечную мерзлоту, дикую тайгу. Рабочих все время не хватало, хотя велась активная вербовка среди населения по всей стране – видимо, из-за скудности бюджета платили за труд мало. Чтобы компенсировать нехватку, на стройку сгоняли ссыльных и солдат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Один из первых экскаваторов на строительстве ВСЖД, 1909 г.
Один из первых экскаваторов на строительстве дальневосточного участка пути, 1909 г.
Архив РЖД
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудивительно, что строилась дорога долго. Дело здесь, конечно, не только в недостатке средств, но и в примитивности технологий того времени. По сути, большую часть строительства выполняли вручную. Как бы то ни было, поезда до Красноярска начали курсировать в 1895 году, а последний объект ВСЖД, мост через реку Амур длиной более 2 км, был сдан лишь в 1916 году, через четверть века после начала строительства. Уже шла Первая мировая война, а в Российской империи росло революционное движение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Награда века

Награды за все трудности инженеры получили, как ни удивительно, во Франции. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году золотую медаль и Гран-при получил Красноярский мост, построенный в рамках проекта ВСЖД. Интересно, что 11 лет ранее на той же выставке ту же награду получила Эйфелева башня.

Мост через Енисей получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Мост через Енисей получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мост на выставке был представлен масштабной моделью, восхитившей жюри архитектурным совершенством и техническим исполнением. Уникальная особенность этого 900-метрового стального моста в том, что он был возведен без подъемных кранов и других тяжелых подъемных механизмов. Вместо этого строители применили технологию перемещения 14 секций моста с помощью хитроумной системы лебедок и других приспособлений.

Вокзал станции Слудянка-1 ВСЖД из мрамора
Вокзал станции Слюдянка-1 ВСЖД – единственный в мире, целиком сделанный из мрамора.
W0zny - Wikipedia

Освоение Сибири 2.0

Вторая награда была даже более весомой. Сбылось то, о чем мечтал еще Муравьев-Амурский – с появлением железной дороги началось активное освоение Сибири и Дальнего Востока. По линии дороги возникали целые новые города, и ежегодно до Октябрьской революции в Сибирь переселялось около полумиллиона человек.