Без GPS и маяков: британский флот экспериментирует с квантовой навигацией
![Без GPS и маяков: британский флот экспериментирует с квантовой навигацией Без GPS и маяков: британский флот экспериментирует с квантовой навигацией](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a6c/a6c5ee1288b95810c264883082c4ac69_ce_2160x1440x200x0_cropped_510x340.webp)
В прошлом десятилетии навигационные спутники сыграли важную роль в развитии транспорта и вооружения. Без них были бы невозможны такие сервисы, как «Яндекс.Такси» или Uber. Спутниковую навигацию используют высокоточные системы наведения ракет и бомб, военные корабли и гражданские авиалайнеры.
Спутниковая навигация уязвима
В последние годы все чаще можно слышать о применении глушения сигналов спутников или замены их ложными сигналами. Устройства-глушилки стали настолько доступными, что их могут использовать буквально каждый.
Уязвимость к глушению – не единственный недостаток систем спутниковой навигации и другие недостатки, то GPS, отечественная ГЛОНАСС, Галилео или Байду. О многих из них известно уже давно:
- Они начинают сбоить во время периодов повышенной солнечной активности.
- Сами спутники могут подвергнуться атаке и уничтожению.
Альтернатива: инерциальные системы навигации
Существует несколько способов обходиться без спутниковой навигации или, как минимум, не зависеть от нее на все 100%. Например, GPS часто дополняют инерциальной навигацией. Если знать свою скорость и ускорение, то можно рассчитать свое местоположение в любой момент времени, отсчитывая от координат той точки, в которой вы находились на старте.
Однако из-за погрешности измерения в инерциальной системе навигации постепенно накапливается ошибка. Периодически приходится как-то уточнять свое местоположение по внешним источникам: с помощью той же GPS, навигации по звездам или радиомаякам.
![В прошлом и текущем году система квантовой навигации прошла испытания на борту двух военных кораблей. В прошлом и текущем году система квантовой навигации Имперского колледжа прошла испытания на борту двух военных кораблей.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e65/e654b2e059da34e24618e091d09d9a8a_cropped_510x286.webp)
Квантовая навигация: первые опыты
Возможно, теперь последнюю проблему удастся устранить в ближайшем будущем. В 2018 году инженеры Имперского колледжа в Лондоне разработали корабельное квантовое устройство инерциальной навигации.
Квантовый датчик использует лазер для измерения волнообразных свойств ультрахолодных атомов в камере, объясняет издание IFL Science. Когда корабль движется, камера перемещается, и атомы внутри вынуждены двигаться вместе с ней. Лазерные импульсы отслеживают их движение по частотному сдвигу, позволяя получить точную запись ускорений корабля.
![Прототип системы квантовой навигации, разработанный Имперским колледжем Лондона, проходит испытания на борту военного транспортного судна. Прототип системы квантовой навигации, разработанный Имперским колледжем Лондона, проходит испытания на борту военного транспортного судна](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8c6/8c6c11961abb6abb60c5e7c88a177f84_cropped_510x340.webp)
В 2023 году квантовый датчик испытали на борту исследовательского судна XV Patrick Blackett, входящего в состав Королевского военно-морского флота Великобритании. Уже в этом году он прошел следующий этап испытания на борту военного ролкера Hurst Point. Испытания займут еще некоторое время, после чего может начаться практическое применение.