Наследие Pan Am: как одна компания перевернула мировую авиацию, а потом исчезла

Если бы не Pan American, то Boeing сейчас бы не было, а гражданские пилоты не носили бы синюю форму. Многие вещи, которые пассажиры в наши дни считают нормой, когда-то появились только благодаря ей.
Наследие Pan Am: как одна компания перевернула мировую авиацию, а потом исчезла
Eduard Marmet — Airliners.net
Содержание статьи

Полностью название компании звучит как Pan American World Airways. Все, впрочем, помнят ее как Pan Am, потому что эти лаконичные буквы красовались на ее самолетах, мелькавших на страницах газет и журналов по всему миру. Взгляните хотя бы на фотографии музыкантов Beatles у трапа во время их первого визита в США, и вы в этом убедитесь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале это была скромная контора, по расписанию возившая авиапочту и пассажиров между Ки-Уэстом во Флориде и Гаваной на Кубе. Отсюда и название Pan American. Позднее компания сфокусировалась на авиаперевозках через море – это сделало ее великой и это же погубило 65 лет спустя.

DC-4 Clipper на Тринидаде.
DC-4 Clipper на Тринидаде, 1950-е.
John Hill - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему форма пилотов синяя

Одно из самых знаковых наследий Pan Am – это униформа пилотов. В 1930-х на большинстве линий этой компании летали гидросамолеты, и пилотов одели в форму морских офицеров. Позже компания переключилась на авиалайнеры наземного базирования, но корпоративный цвет остался. Влияние Pan American на других авиаперевозчиков было настолько велико, что в наши дни темно-синий цвет летной формы стал всемирной традицией.

Синяя форма — наследие морской авиации, с которой начиналась история Pan Am
Синяя форма — наследие морской авиации, с которой начиналась история перевозчика.
Adweek
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4 важные технологии

Золотой век Pan Am пришелся на период с пятидесятых до середины семидесятых годов 20 века. Ее самолеты летали на все обжитые континенты, а в пике число маршрутов достигло 89.

Штаб-квартира компании сделала ставку на инновации, стараясь вводить новые вещи быстрее конкурентов. Одной из первых она перешла на реактивные самолеты. Она же запустила первую линию через Тихий океан и первый кругосветный маршрут.

В 1961 году Pan Am скооперировалась с IBM, чтобы разработать компьютерную систему бронирования мест, получившую название PANAMAC. Достаточно сказать, что столь же мощные вычислительные системы в то время были только у Пентагона.

Сказать, что PANAMAC стала революцией, значит не сказать ничего. Куча бумажной работы ушла в прошлое – как и связанные с ней ошибки. Кроме того, эта система впервые автоматически отслеживала перемещения самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем компания первой среди гражданских компаний внедряет навигацию по ненаправленным радиомаякам (система NDB), а некоторое время позже – ориентацию по направленным маякам VOR и инерциальную навигацию. Хотя в наши дни пилоты чаще всего полагаются на спутниковые системы, такие как GPS, другие виды навигации продолжают использоваться – например, они помогают, если злоумышленники глушат спутниковый сигнал.

Современный эконом-класс тоже придумали в Pan American фото
Современный эконом-класс тоже придумали в Pan American.
train & travel with jim loomis
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасение Boeing

В начале 1970-х знаменитый производитель самолетов находится в критическом положении. Компания вложила огромные средства в разработку огромного двухпалубного авиалайнера Boeing 747 Jumbo Jet и была на грани банкротства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже «Джамбо» станет коммерческим успехом, но предстояло убедить авиакомпании начать его закупать. Кто знает, как повернулась бы история, если бы Pan Am не заказала большую партию гигантов. Ее примеру последовали и другие.

Контракт на Boeing 747 спас Boeing
Контракт на Boeing 747 спас Boeing от разорения.
Click Americana
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взрыв, изменивший авиацию

Мало кто думал, что такая крутая корпорация не доживет до 21 века. В 1968 году вышел фантастический фильм «2001 год: Космическая одиссея», ставший культовым. Если вы его смотрели, то помните космический клипер Pan Am на орбите Земли.

В свое время Pan Am даже записала 90 000 человек в список ожидания для полетов на Луну.

Но восьмидесятые положили ее на лопатки. Несколько крупных промахов подкосили ее финансовое положение, а в 1988 году случился последний удар. Авиалайнер рейса 103 был взорван террористами в аэропорту Локерби, унеся жизни 270 человек – этот случай стал самым смертоносным терактом в истории Великобритании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обломки Boeing 747 после теракта в Локерби
Air Accident Investigation Branch - Wikipedia

Это событие навсегда изменило систему безопасности в аэропортах по всему миру, но для самой Pan Am оказалось роковым. Потеряв разом $350 миллионов, она ни шатко ни валко просуществовала еще 3 года, после чего история легенды закончилась.