Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю
Однако согласитесь, у них есть и свои неудобства. Пассажиру для перелета через океан сначала надо доехать или долететь до морского побережья, да и аэродинамика корпуса летающей лодки оставляет желать лучшего.
«Созвездие»: трижды первый
В 1943 году Lockheed завершила разработку пассажирского самолета, какого раньше никогда не было, огромного – размах крыльев более 38 метров, – с 4 моторами.
Но главное было не в этом. Constellation («Созвездие») стал первым пассажирским самолетом с герметичной кабиной. Это позволяло подняться над плохой погодой, что сразу делало перелеты более безопасными и комфортабельными.
Другие примечательные новшества, примененные впервые в пассажирской авиации – антиобледенительная система и гидроусилители в системе управления. А скорости мощному самолету хватило бы, чтобы при нужде удрать от многих истребителей своего времени. D 1944 году один из самолетов этой модели совершил перелет из Калифорнии в столицу Штатов менее чем за 7 часов со средней скоростью 533 км/ч.
Революция начинается
3 декабря 1945 г. Constellation совершил первый трансатлантический перелет с коммерческими пассажирами из Вашингтона в Париж. То было начало революции и эраы царствования Lockheed на мировых линиях. Все знаменитые авиакомпании мира, включая Lufthansa, Pan Am, Air France и другие, в спешном порядке переходили с летающих лодок на локхидовские четырехмоторники. Всего было сделано более 850 самолетов разных версий.
Поражение
«Созвездие» погубили «звезды» – старые добрые поршневые моторы, от которых он и получил свое название. В 1952 году поднялась в небо знаменитая «Комета» (De Havilland Comet), первый пассажирский реактивный самолет. За ней последовали Boeing 707, Douglas DC-8, Convair 880 и Sud Aviation Caravelle.
Крупные авиакомпании так быстро перешли на реактивные машины, что Lockheed оказался не готов. Компания почти на 15 лет выпала из мира пассажирских авиалайнеров, переживая поражение – вплоть до 1972 года, когда появился ее трехмоторный L-1011 Tristar.
Но уже выпущенные Constellation не сдались: многие экземпляры вплоть до 1990-х работали на ночных грузовых рейсах, где время перелета не столь важно, а экономичность как раз имеет значение.
Более того, этот самолет до сих пор держит мировые рекорды самого дальнего, самого быстрого и самого долгого перелета с пассажирами в классе поршневых самолетов. В 1957 году, за год до окончания их производства, машина в версии L-1649A совершила рейс из Лос-Анджелеса в Лондон за 18 часов 32 минуты со средней скоростью 470 км/ч.