Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю
![Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a38/a388c098868780bf981637b93be5be16_ce_800x534x0x39_cropped_510x340.webp)
Однако согласитесь, у них есть и свои неудобства. Пассажиру для перелета через океан сначала надо доехать или долететь до морского побережья, да и аэродинамика корпуса летающей лодки оставляет желать лучшего.
«Созвездие»: трижды первый
В 1943 году Lockheed завершила разработку пассажирского самолета, какого раньше никогда не было, огромного – размах крыльев более 38 метров, – с 4 моторами.
![Две черты делают Constellation очень узнаваемым – фюзеляж в форме тела дельфина и тройной хвостовой киль. Такой хвост позволил вписаться по высоте в стандартные ангары того времени. Lockheed Constellation TWA](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a91/a91f0caf4ada365d18f05f82c857fdd3_cropped_510x347.webp)
Но главное было не в этом. Constellation («Созвездие») стал первым пассажирским самолетом с герметичной кабиной. Это позволяло подняться над плохой погодой, что сразу делало перелеты более безопасными и комфортабельными.
Другие примечательные новшества, примененные впервые в пассажирской авиации – антиобледенительная система и гидроусилители в системе управления. А скорости мощному самолету хватило бы, чтобы при нужде удрать от многих истребителей своего времени. D 1944 году один из самолетов этой модели совершил перелет из Калифорнии в столицу Штатов менее чем за 7 часов со средней скоростью 533 км/ч.
![Интересно, что крыло для L-029 Constellation позаимствовали у легендарного истребителя P-38 Lightning, только увеличив в разы. Интересно, что крыло для L-029 Constellation позаимствовали у легендарного истребителя Lockheed P-38 Lightning](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3e4/3e420744b6a5dfe6f4c9e244d784daca_cropped_510x249.webp)
Революция начинается
3 декабря 1945 г. Constellation совершил первый трансатлантический перелет с коммерческими пассажирами из Вашингтона в Париж. То было начало революции и эраы царствования Lockheed на мировых линиях. Все знаменитые авиакомпании мира, включая Lufthansa, Pan Am, Air France и другие, в спешном порядке переходили с летающих лодок на локхидовские четырехмоторники. Всего было сделано более 850 самолетов разных версий.
![В годы Второй мировой войны весь тираж выпущенных машин забирали американские военные – быстрый и дальний пассажирский самолет им был очень нужен. Лишь в 1945 году он начал поступать в парки мирных авиакомпаний. Lockheed Constellation US Navy](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/abd/abd6bf12b176779b6c1736f7a713d389_cropped_510x331.webp)
Поражение
«Созвездие» погубили «звезды» – старые добрые поршневые моторы, от которых он и получил свое название. В 1952 году поднялась в небо знаменитая «Комета» (De Havilland Comet), первый пассажирский реактивный самолет. За ней последовали Boeing 707, Douglas DC-8, Convair 880 и Sud Aviation Caravelle.
Крупные авиакомпании так быстро перешли на реактивные машины, что Lockheed оказался не готов. Компания почти на 15 лет выпала из мира пассажирских авиалайнеров, переживая поражение – вплоть до 1972 года, когда появился ее трехмоторный L-1011 Tristar.
![Американских президентов возили три «Созвездия», получившие названия Columbine, Columbine II и Columbine III. Американских президентов возили три «Локхид Созвездие», получившие названия Columbine, Columbine II и Columbine III.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/def/def6c0b5bed8fa9680228e422ec26b7d_cropped_510x339.webp)
Но уже выпущенные Constellation не сдались: многие экземпляры вплоть до 1990-х работали на ночных грузовых рейсах, где время перелета не столь важно, а экономичность как раз имеет значение.
Более того, этот самолет до сих пор держит мировые рекорды самого дальнего, самого быстрого и самого долгого перелета с пассажирами в классе поршневых самолетов. В 1957 году, за год до окончания их производства, машина в версии L-1649A совершила рейс из Лос-Анджелеса в Лондон за 18 часов 32 минуты со средней скоростью 470 км/ч.